Учебная мотивация школьников: связь теорий с практиками обучения
Состоялась вторая в этом году встреча «Мастерской учителя», посвящённая учебной мотивации.
Елена Владимировна Чернобай, профессор Департамента образовательных программ и ведущий эксперт Центра поддержки цифрового обучения Института образования, рассказала о теориях мотивации и возможностях их применения в педагогической практике.
Мотивация – неотъемлемая часть учебного процесса, особенно когда речь идёт о длительном обучении. Без неё даже самые вовлекающие занятия будут скучными:
Мотивацию можно сравнить с компасом. Когда мотивация сильна, компас показывает чёткое направление, помогает преодолевать препятствия и не сбиваться с пути. Если мотивация снижается, мы рискуем заблудиться и начать сомневаться в правильности пути.
Выделяют следующие типы мотивации:
- внутренняя – интерес к содержанию и процессу обучения,
- внешняя – ориентация на оценки, вознаграждение, одобрение,
- амотивация – отсутствие мотивации, осознания смысла учебной деятельности.
Построить обучение, интересное школьникам, поможет мотивационный дизайн. Это направление образовательного проектирования, инструменты которого позволят учителю повысить вовлечённость учащихся и поддержать их внутреннюю мотивацию.
В практике обучения Елена Владимировна рекомендует опираться на следующие теории мотивации.
Теории мотивации
Теория самодетерминации
Внутренняя мотивация благоприятнее внешней и основывается на трёх потребностях: в автономии, компетентности и взаимодействии с другими людьми.
Применение: возможность выбора обучающимися тем, формата работы и скорости обучения, соответствие задач уровню знаний и навыков учащихся, пошаговые задания с увеличением сложности, регулярная и конструктивная обратная связь, групповая работа и сотрудничество.
Теория целевых ориентиров
Мотивация и поведение зависят от целей учащихся. Цели могут быть разными – стремление к мастерству, к результату, к избеганию неудач.
Применение: творческие задания, акцентирование усилий, прогресса, процесса обучения в обратной связи, стимулирование автономии учащихся, атмосфера поддержки и сотрудничества.
Теория ожидаемой ценности
На поведение влияют ожидания и ценности учащихся. Их мотивация зависит от двух факторов – ожидания успеха («Могу ли я?») и значимости задачи («Хочу ли я?»).
Применение: практический инструмент – модель ARCS, которая преобразовала идеи теории в этапы проектирования образовательного опыта.
Содержание модели ARCS
-
A
Attention – привлечение внимания учащихся,
-
R
Relevance – связь изучаемого материала с жизнью,
-
C
Confidence – уверенность учащихся в своих силах,
-
S
Satisfaction – закрепление положительного опыта через удовлетворённость.
Совместно решать проблемы учебной мотивации учителям помогает подход lesson study:
Если кратко, учителя вместе проектируют и проводят урок, наблюдают за учащимися. Затем они проводят опрос некоторых учеников, документируют выводы и обсуждают, как использовать результаты для дальнейшего проектирования.
Вопрос – ответ
Целевые ориентиры формируются под влиянием семьи, образовательной среды и множества других факторов. Подробнее об этом – в монографии Екатерины Патяевой «Порождение действия».
Вовсе нет! Между внешней и внутренней мотивацией можно и нужно соблюдать баланс. Оба типа важны для результатов деятельности, но внутренняя мотивация сильнее влияет на их качество. Подробнее об этом – в метаанализе статей о мотивации.
Рекомендованная литература
- Елена Каденкова «Сегодня уроков не будет! Игровые и фасилитационные форматы для работы в школе»,
- Альфи Кон «Школа для детей, а не наоборот. Будущее без оценок и домашних заданий»,
- Дэниэл Пинк «Драйв: Что на самом деле нас мотивирует».
Ещё больше полезных книг и приёмов для повышения мотивации учащихся вы узнаете, посмотрев запись встречи.