Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Учебная мотивация школьников: связь теорий с практиками обучения

Состоялась вторая в этом году встреча «Мастерской учителя», посвящённая учебной мотивации.

Учебная мотивация школьников: связь теорий с практиками обучения

Елена Владимировна Чернобай, профессор Департамента образовательных программ и ведущий эксперт Центра поддержки цифрового обучения Института образования, рассказала о теориях мотивации и возможностях их применения в педагогической практике.

 

Мотивация – неотъемлемая часть учебного процесса, особенно когда речь идёт о длительном обучении. Без неё даже самые вовлекающие занятия будут скучными:

Мотивацию можно сравнить с компасом. Когда мотивация сильна, компас показывает чёткое направление, помогает преодолевать препятствия и не сбиваться с пути. Если мотивация снижается, мы рискуем заблудиться и начать сомневаться в правильности пути.

Выделяют следующие типы мотивации:

  • внутренняя – интерес к содержанию и процессу обучения,
  • внешняя – ориентация на оценки, вознаграждение, одобрение,
  • амотивация – отсутствие мотивации, осознания смысла учебной деятельности.

Построить обучение, интересное школьникам, поможет мотивационный дизайн. Это направление образовательного проектирования, инструменты которого позволят учителю повысить вовлечённость учащихся и поддержать их внутреннюю мотивацию.

В практике обучения Елена Владимировна рекомендует опираться на следующие теории мотивации.

Теории мотивации

Теория самодетерминации

Внутренняя мотивация благоприятнее внешней и основывается на трёх потребностях: в автономии, компетентности и взаимодействии с другими людьми.

Применение: возможность выбора обучающимися тем, формата работы и скорости обучения, соответствие задач уровню знаний и навыков учащихся, пошаговые задания с увеличением сложности, регулярная и конструктивная обратная связь, групповая работа и сотрудничество.

Теория целевых ориентиров

Мотивация и поведение зависят от целей учащихся. Цели могут быть разными – стремление к мастерству, к результату, к избеганию неудач.

Применение: творческие задания, акцентирование усилий, прогресса, процесса обучения в обратной связи, стимулирование автономии учащихся, атмосфера поддержки и сотрудничества.

Теория ожидаемой ценности

На поведение влияют ожидания и ценности учащихся. Их мотивация зависит от двух факторов – ожидания успеха («Могу ли я?») и значимости задачи («Хочу ли я?»).

Применение: практический инструмент – модель ARCS, которая преобразовала идеи теории в этапы проектирования образовательного опыта.

Содержание модели ARCS

  • A

    Attention – привлечение внимания учащихся,

  • R

    Relevance – связь изучаемого материала с жизнью,

  • C

    Confidence – уверенность учащихся в своих силах,

  • S

    Satisfaction – закрепление положительного опыта через удовлетворённость.

Совместно решать проблемы учебной мотивации учителям помогает подход lesson study:

Если кратко, учителя вместе проектируют и проводят урок, наблюдают за учащимися. Затем они проводят опрос некоторых учеников, документируют выводы и обсуждают, как использовать результаты для дальнейшего проектирования.

Вопрос – ответ

От чего зависят целевые ориентиры учащихся?

Целевые ориентиры формируются под влиянием семьи, образовательной среды и множества других факторов. Подробнее об этом – в монографии Екатерины Патяевой «Порождение действия».

Внешняя мотивация зачастую характеризуется как менее важная и желательная, чем внутренняя. Но так ли она плоха?

Вовсе нет! Между внешней и внутренней мотивацией можно и нужно соблюдать баланс. Оба типа важны для результатов деятельности, но внутренняя мотивация сильнее влияет на их качество. Подробнее об этом – в метаанализе статей о мотивации.

Рекомендованная литература

  • Елена Каденкова «Сегодня уроков не будет! Игровые и фасилитационные форматы для работы в школе»,
  • Альфи Кон «Школа для детей, а не наоборот. Будущее без оценок и домашних заданий»,
  • Дэниэл Пинк «Драйв: Что на самом деле нас мотивирует».

Ещё больше полезных книг и приёмов для повышения мотивации учащихся вы узнаете, посмотрев запись встречи.

Запись встречи