Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Развивающее обучение: от истоков к современности

На прошлой неделе состоялась очередная встреча «Мастерской учителя».

Развивающее обучение: от истоков к современности

Катерина Николаевна Поливанова, профессор Департамента образовательных программ и научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования, рассказала об основных положениях теории развивающего обучения, этапах её разработки и внедрения.

 

Основатели развивающего обучения – психологи Василий Васильевич Давыдов и Даниил Борисович Эльконин. Споря с Жаном Пиаже, создателем теории когнитивного развития, они предположили:

Если учить детей по-другому, а не традиционным образом, то их психологические функции будут развиваться иначе. Если изменить содержание обучения, можно достичь развития других психологических функций.

Давыдов и Эльконин разрабатывали теорию развивающего обучения применительно к начальной школе.

Основные положения теории:

  • Психологические функции развиваются не естественным образом, а вследствие обучения;
  • Содержание образования изменяет развитие;
  • Основная линия развития в младшем школьном возрасте – развитие интеллекта, поэтому школа должна учить мыслить.

Развивающее обучение противопоставлялось традиционному школьному обучению. Второе копирует трудовую деятельность: ученик запоминает и воспроизводит заданный образец. Эта деятельность недостаточна и не отражает те возможности, которые заложены в младшем школьном возрасте.

По Давыдову, содержание учебных предметов – это научные (теоретические) понятия, а не дидактические единицы.

Давыдов В.В. выделил два вида мышления:

Эмпирическое мышление

Обозначение предметов, их классификация, создание общностей.

Теоретическое мышление

Выделение исходного противоречия, которое является источником развития.

В концепции развивающего обучения учебная деятельность – это деятельность по саморазвитию. Давыдов считал, что учебная деятельность состоит в овладении обобщёнными способами действия. Обобщённый способ действия – это и есть научное понятие, т.е. содержание учебного предмета. Учебная деятельность, таким образом, направлена на развитие теоретического мышления. Ключевой элемент этого процесса – поиск учащимися способов решения незнакомых задач.

Краткая хронология развивающего обучения

  • Конец 1950-х

    Зарождение теории.

  • 1960–1970-е

    Разработка тем по русскому языку, математике, труду и ИЗО. Вышел букварь Эльконина и пособие по математике Давыдова.

  • Начало 1980-х

    Составлены программы для 1–4 классов по всем основным предметам.

  • 1990-е

    Развивающее обучение получило поддержку Министерства образования, учебники были включены в федеральный перечень.

  • Сегодня

    Людей, занимающихся развивающим обучением, становится меньше, идеи искажаются и скрещиваются с другими направлениями. Есть надежда, что находки развивающего обучения будут внедряться в новые учебные программы.

Рекомендованная литература

Интересующихся развивающим обучением Катерина Николаевна призывает читать оригинальные тексты:

  • Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования»,
  • Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте»,
  • «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников» под ред. Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В.

Вопрос – ответ

Развивающее обучение выстраивается сложно, системно. Возможна ли его "лайт-версия", которая будет проще в продвижении?

Некоторые наработки развивающего обучения могут войти в широкую практику как элементы учебного содержания.

Какие предметы могут изучаться в соответствии с принципами развивающего обучения в обычной школе?

Легче всего в школу перенести математику: это самая чистая культура, в которой может быть освоено теоретическое обобщение. В русском языке есть исключения, словарные слова, которые в теоретическое обобщение уже не умещаются.

Что читать и смотреть современному педагогу?

Роман «Над пропастью во ржи» и фильм «Пролетая над гнездом кукушки».

Запись встречи