Развивающее обучение: от истоков к современности
На прошлой неделе состоялась очередная встреча «Мастерской учителя».
Катерина Николаевна Поливанова, профессор Департамента образовательных программ и научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования, рассказала об основных положениях теории развивающего обучения, этапах её разработки и внедрения.
Основатели развивающего обучения – психологи Василий Васильевич Давыдов и Даниил Борисович Эльконин. Споря с Жаном Пиаже, создателем теории когнитивного развития, они предположили:
Если учить детей по-другому, а не традиционным образом, то их психологические функции будут развиваться иначе. Если изменить содержание обучения, можно достичь развития других психологических функций.
Давыдов и Эльконин разрабатывали теорию развивающего обучения применительно к начальной школе.
Основные положения теории:
- Психологические функции развиваются не естественным образом, а вследствие обучения;
- Содержание образования изменяет развитие;
- Основная линия развития в младшем школьном возрасте – развитие интеллекта, поэтому школа должна учить мыслить.
Развивающее обучение противопоставлялось традиционному школьному обучению. Второе копирует трудовую деятельность: ученик запоминает и воспроизводит заданный образец. Эта деятельность недостаточна и не отражает те возможности, которые заложены в младшем школьном возрасте.
По Давыдову, содержание учебных предметов – это научные (теоретические) понятия, а не дидактические единицы.
Давыдов В.В. выделил два вида мышления:
Эмпирическое мышление
Обозначение предметов, их классификация, создание общностей.
Теоретическое мышление
Выделение исходного противоречия, которое является источником развития.
В концепции развивающего обучения учебная деятельность – это деятельность по саморазвитию. Давыдов считал, что учебная деятельность состоит в овладении обобщёнными способами действия. Обобщённый способ действия – это и есть научное понятие, т.е. содержание учебного предмета. Учебная деятельность, таким образом, направлена на развитие теоретического мышления. Ключевой элемент этого процесса – поиск учащимися способов решения незнакомых задач.
Краткая хронология развивающего обучения
-
Конец 1950-х
Зарождение теории.
-
1960–1970-е
Разработка тем по русскому языку, математике, труду и ИЗО. Вышел букварь Эльконина и пособие по математике Давыдова.
-
Начало 1980-х
Составлены программы для 1–4 классов по всем основным предметам.
-
1990-е
Развивающее обучение получило поддержку Министерства образования, учебники были включены в федеральный перечень.
-
Сегодня
Людей, занимающихся развивающим обучением, становится меньше, идеи искажаются и скрещиваются с другими направлениями. Есть надежда, что находки развивающего обучения будут внедряться в новые учебные программы.
Рекомендованная литература
Интересующихся развивающим обучением Катерина Николаевна призывает читать оригинальные тексты:
- Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования»,
- Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте»,
- «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников» под ред. Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В.
Вопрос – ответ
Некоторые наработки развивающего обучения могут войти в широкую практику как элементы учебного содержания.
Легче всего в школу перенести математику: это самая чистая культура, в которой может быть освоено теоретическое обобщение. В русском языке есть исключения, словарные слова, которые в теоретическое обобщение уже не умещаются.
Роман «Над пропастью во ржи» и фильм «Пролетая над гнездом кукушки».