Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Практика развивающего обучения: образовательное пространство учебной деятельности как условие развития учебной самостоятельности школьников

Состоялась очередная встреча «Мастерской учителя».

Практика развивающего обучения: образовательное пространство учебной деятельности как условие развития учебной самостоятельности школьников

Островерх Оксана Семёновна, кандидат псих. наук, сотрудник кафедры фундаментальных дисциплин и методологии ФИЦ КНЦ СО РАН, директор билингвальных Монтессори-детских садов «Зебра» и развивающих центров «Головоломка», рассказала об организации образовательного пространства для развития учебной самостоятельности школьников в системе развивающего обучения.

Напомним, что основной результат развивающего обучения – субъектность учащегося:

Субъектность – это такой способ жизни, в котором учащийся строит формы собственного обучения. Субъект учебной деятельности – это человек, который желает и умеет учиться. Умение учиться – это знание о своей ограниченности и умение её преодолевать.

Для развития субъектности учащихся необходимо особым образом конструировать образовательное пространство. Такая работа была предпринята в рамках проекта «Образовательное пространство учебной деятельности», который проводился в 1994-1998 гг. в гимназии «Универс» (г. Красноярск) под руководством Бориса Данииловича Эльконина.

Образовательное пространство строилось как поляризованное: один полюс – подготовка (ориентировка) учебного действия, другой – результат.

Образовательное пространство, в котором задано разделение на подготовительные и результативные формы учебного действия, – условие развития учебной самостоятельности.

Подготовка учебного действия – это “черновик”, проба.

На практике:

  • позволить ученикам определять содержание и объём работы,
  • не оценивать работы,
  • выделить для тренировки индивидуальные доски или часть большой доски,
  • организовать столы с тренировочными карточками и с карточками-помощниками.

Реализация учебного действия – это “чистовик”.

На практике:

  • оценивать работы учеников,
  • выделить ученикам часть большой доски как “место на оценку”,
  • организовать столы с карточками для контроля.

В поляризованном образовательном пространстве учитель строит для ребёнка ситуации выбора, чтобы ребёнок осмысленно принимал решения о переходе от тренировки к работе на оценку и обратно. У учителя двойной фокус: с одной стороны, он смотрит на освоение содержания, а с другой – на переход между подготовкой и результатом.

В развивающем обучении у педагога особая позиция. Он опосредованно, через поляризацию образовательного пространства управляет процессом становления учебной самостоятельности. Для этого педагог:

  • вводит черновик,
  • организует предметно-пространственную среду класса (с помощью индивидуальных досок, мест тренировок),
  • использует новые институциональные формы – урок-тренировочное и урок-исследовательское занятие, поляризованный урок,
  • создаёт ситуации выбора и передаёт ответственность учащимся,
  • наблюдает, проводит диагностические процедуры и анализирует собственную эффективность.

Вопрос – ответ

Сейчас многие говорят, что важно грамотно подбирать контекст учебных задач, чтобы он был интересен ребёнку, аутентичен. Важен ли контекст в развивающем обучении или правильная организация учебного пространства превалирует над ним?

Главным является содержание учебного предмета. Работа строится вокруг способа действия, продукта. Она задаётся вызовами, которые идут от содержания, т.е. от понятия как обобщённого способа действия. Мы не развлекаем детей, а создаём условия для их серьёзной работы.

Как бороться со страхом ошибки у детей?

Сначала педагог должен перестроить своё отношение к ошибке и к сомнению ребёнка, а потом научить детей, что не знать или сомневаться – это нормально. Более того, это самое ценное, то, ради чего мы учимся. Страха ошибки не возникнет, когда пробовать, ошибаться, сомневаться можно.

Как повысить популярность развивающего обучения?

Это сложная задача, так как учителей развивающего обучения педагогические колледжи и вузы сейчас не готовят. Приверженцам развивающего обучения нужно объединять усилия и позиционировать его как перспективную систему.

Запись встречи