Полина Бочкарёва: московский учитель в частной школе Китая
Каждая система образования в нашем мире уникальна. Каждая школа отличается от другой своими традициями, атмосферой и порядками, поэтому уже не первый год я ставлю перед собой цель – погрузиться в систему образования в различных странах мира и понять все ее тонкости.
Этим летом мне удалось пройти стажировку в Китае в одной из частных китайских школ города Сучжо́у, который расположен совсем недалеко от Шанхая. В Китай я поехала работать учителем Английского языка.
Как попала в школу и узнала о ней?
О школе мне рассказала подруга из Китая. Я была предупреждена, что у нас может ничего не получиться, так как я не свободно владею китайским языком и мало школ желает брать на короткий срок незнакомого иностранца. Школа искала человека, который сможет подготовить учеников к сдаче английского экзамена в Китае. Моя подруга сходила на встречу с руководителем школы, которая заинтересовалась мной, и получила от нее книги для подготовки к экзаменам. На собеседование меня пригласили на следующий день. Это было что-то похожее на наше ОГЭ или ЕГЭ.
Собеседование
Мы приехали в школу. В ней было несколько корпусов, но мы были в центральном, чтобы пообщаться с руководителем. Изначально мне было тяжело, так как меня никто не понимал и, соответственно, я тоже ничего не могла понять. Первая мысль была о том, что я плохо говорю на английском, но потом я осознала, что рядом просто не было человека, который свободно им владел.
Меня пригласили в кабинет для показательного урока, о котором мне тоже не сообщили заранее. В моей голове сразу же пробежала мысль – а как же книги? Попытавшись хоть немного узнать подробности урока: возраст детей, материал, время, я начала урок с представления себя. Самое удивительное, что в класс пришли все учителя, но ни одного ребенка. Некоторые из учителей даже не знали английский, но все меня слушали очень внимательно. В конце моего представления привели ребенка – это был сын руководителя школы. Тогда мне стало немного более комфортно, и я начала с ним играючи изучать материал и делать упор на занятие с ним. Я воспользовалась несколькими приёмами из обучения на программе «Педагогическое образование» в ВШЭ. В конечном счете я получила аплодисменты и приглашение на следующий рабочий день.
Особенности работы в китайской школе
Честно, в самом начале мне казалось, что тут все иначе – все строго и даже негде вдохнуть – никакой свободы мысли и слова.
Во-первых, контроль посещаемости. Школа отслеживает приход и уход каждого ученика с помощью сканирования лица.
Во-вторых, график. Рабочие дни продолжительностью до 10 часов без достаточного отдыха и свободного времени (6 раз в неделю). Это может вызвать усталость и отсутствие мотивации.
В-третьих, контент урока. Уроки наполнены в основном теорией.
В-четвертых, единый подход к ученикам. Все ученики следуют одной программе и методике.
В-пятых, дисциплина. Дети осознают ценность образования и максимально погружаются в учёбу.
Китайская система образования, несомненно, имеет свои преимущества, которые можно попробовать частично внедрить в российскую систему образования.
Мои впечатления
Впечатления от работы в частной китайской школе абсолютно положительные. Это огромный опыт, как для меня, так и для них. Мы тесно подружились с некоторыми коллегами, что не могли расстаться без слёз. Мне подарили много подарков в последний рабочий день, они были очень памятными. Это я не забуду никогда. Опыт работы в Китае мне подарил много эмоций и желание двигаться дальше.
Также у Полины есть свой канал на платформе YouTube, где вы можете ознакомиться более подробно со стажировкой в Китае и другим ее опытом
Бочкарева Полина Алексеевна
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Стажер-исследователь