От педагогики воздействия к педагогике взаимодействия
С 6 по 7 сентября 2024 года прошла Осенняя школа «От педагогики воздействия к педагогике взаимодействия», организованная Институтом образования НИУ ВШЭ совместно с МГИМО.
Основной целью мероприятия было осознание принципов педагогики взаимодействия через анализ проблематизирующих педагогических ситуаций.
Ключевые вопросы, ставшие основой для анализа
- С какой позиции я смотрю на ребенка и что вижу?
- Исходя из этого, как я взаимодействую?
- Как я действую при организации действий ребенка?
В первый день студенты разделились на группы и создали образы учителя и образовательного процесса, как они их видят. Эти образы были зафиксированы в виде изображений, которые затем расшифровывались другими группами. Это позволило расширить интерпретацию образного ряда и выявить дополнительные возможности, которые открываются, когда смотришь на ситуацию со стороны.

Следующим этапом стало выступление актеров из Форум-театра, посвященное актуальной теме буллинга. Уникальность данного формата заключалась в том, что зрители могли в любой момент остановить действие и переиграть сцену, принимая активное участие в поиске решения проблемы. Это способствовало более глубокому осмыслению сложных жизненных ситуаций.

Первый день завершился обсуждением фильма «Вверх по лестнице, ведущей вниз» под руководством опытного педагога К.Г. Митрофанова. Несмотря на то что фильм был выпущен почти в середине прошлого века, совместное обсуждение раскрыло множество смыслов, которые ранее ускользали. Участники обсуждали риски становления значимым взрослым для учеников и возможные последствия такого подхода.

На втором дне работы школы выступил Витольд Альбертович Ясвин, который провел тренинг о важности избавления от субъективных суждений при изучении личности другого человека. Это задание оказалось непростым даже для опытных участников.
После тренинга студенты в группах под руководством модераторов (А.С. Обухова, А.М. Федосеевой, К.Г. Митрофанова, М.А. Пинской и Ю.Н. Корешниковой) рефлексировали свои успехи и неудачи, с которыми они сталкиваясь во время работы в школе, сквозь призму ключевых вопросов Осенней школы.

Завершилась Осенняя школа просмотром авторского фильма А.С. Обухова «Перемеха» о фантазийных играх детей.

Каждый участник уехал с новыми размышлениями, осознавая, что в педагогике нет однозначных правильных ответов. Каждый самостоятельно решает, с какой позиции смотреть на ребенка, и как это влияет на взаимодействие и организацию его действий. Основной вывод, который все вынесли из школы, заключался в том, что педагогика взаимодействия возможна, и мы увидели ее эффективность на практике по сравнению с педагогикой воздействия.
