Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Заменит ли искусственный интеллект психоаналитика?

Современные технологии в последние годы развиваются ускоренными темпами, стремительно проникая во все сферы нашей жизни. Не обошли они стороной и психотерапию: большой популярностью пользуются онлайн-платформы по работе с психотерапевтами, психологами и коучами; появляются приложения и сервисы для саморефлексии с помощью искусственного интеллекта. Способен ли ИИ полностью заменить психотерапевта или психоаналитика? Могут ли достижения в области технологий искусственного интеллекта быть полезны в сфере психоанализа? Над ответами на эти вопросы размышляет в своей дипломной работе наш коллега, выпускник программы Юрий Титов. Тезисы из его исследования приводим в нашей новой статье.

Заменит ли искусственный интеллект психоаналитика?

ИИ-революция

Психоанализ в период своего возникновения стал поистине революционным направлением знания. Его появление на рубеже XIX-XX веков считается неслучайным — стремительные изменения во внешней реальности требовали нового подхода работы с внутренней реальностью человека. 

Сегодня мир в очередной раз претерпевает значительные внешние трансформации. Они вызваны в том числе новым витком технологической революции и связаны в первую очередь с развитием технологий искусственного интеллекта. 

«Позволить себе фантазировать на тему взаимодействия сфер психоанализа и современных технологий представляется важнейшим условием для сохранения актуальности места, занимаемого психоаналитическим методом в новой реальности и, вместе с тем, для осмысления его уникального положения, — пишет Юрий Титов. — В данном исследовании была предпринята попытка положить начало подобному осмыслению». 

Еще недавно ответ на вопрос, может ли искусственный интеллект заменить психоаналитика/психотерапевта, был бы отрицательным, но сегодня всё не так очевидно, считает наш коллега. Модели ИИ демонстрируют в последние годы значительный прогресс, начиная от базовых статистических моделей до сложных, способных вести диалог (причем они научились делать это так, что определить, общаешься ты с ИИ или реальным человеком, бывает сложно). Из-за этого даже возникает ощущение, что ИИ обладает некоей формой сознания. Уже сегодня существуют ИИ-аватары, достаточно похожие на людей и способные передавать и воспринимать эмоции в своем цифровом виде. 

«В этом смысле можно предположить, что онлайн-терапию (как минимум, в некоторых подходах) с легкостью смогут заменить цифровые аватары, ведь, в сущности, взаимодействуя с живым человеком в онлайн-формате, мы тоже видим его образ, передаваемый благодаря возможностям камеры и микрофона», — размышляет автор диссертации. 

ИИ и бессознательное

Ждет ли подобная участь психоанализ и психоаналитическую психотерапию? Сможет ли искусственный интеллект успешно выполнять роль психоаналитика/психотерапевта? 

Чтобы ответить на этот вопрос, автор исследования предлагает обратиться к одному из ключевых понятий психоанализа — к бессознательному. Его ввел Фрейд. Он выделил три уровня психики: сознательный, предсознательный и бессознательный, — предположив, что вызывающие тревогу мысли и чувства вытесняются в бессознательное, не позволяя им дойти до осознания. Именно эти процессы, считал психоаналитик, во многом определяют состояние человека, его поведение, эмоциональные реакции.

Фрейд считал, что большое влияние на формирование бессознательного оказывает детский опыт. Эта идея получила развитие в теориях британского аналитика Мелани Кляйн. Она полагала, что сложная эмоциональная и фантазийная жизнь присуща психике человека с самого раннего возраста и что на эту жизнь существенно влияет взаимодействие ребенка с первичными объектами (в первую очередь, с матерью). Оно закладывает основу внутренней психической (по большей части бессознательной) реальности.

«Может ли обладать бессознательным искусственный интеллект? Первый ответ, который напрашивается на основе вышеизложенного, — нет, — продолжает Юрий Титов. — Концепции психоаналитиков подразумевают, что существо, обладающее бессознательным, проходит через ряд этапов взросления, то есть так или иначе имеет опыт психического развития, которое происходит во взаимодействии с первичными объектами. Природа агентов, обладающих искусственным интеллектом, не позволяет говорить о полноценном “рождении” во взаимодействии с кем-либо. А может ли сущность, не имеющая опыта раннего взаимодействия с объектами, полноценно понимать другого? Вероятно, ответ отрицательный».

Есть ли «личность» у ИИ?

Юрий также предлагает рассмотреть два основных аспекта во взаимодействии аналитика и пациента — перенос и контрперенос. Перенос — это механизм, через который неосознанные желания и чувства пациента, связанные с ключевыми фигурами и ситуациями его прошлого, «переносятся» на аналитика. 

Контрперенос — реакция аналитика на перенос пациента, который нужно контролировать и минимизировать, чтобы сохранить объективность аналитика. Кроме того, контрперенос может предоставлять ценную информацию о динамике отношений в психоаналитической паре, а также о внутреннем мире самого аналитика. Понимание и работа с контрпереносом считаются центральными для достижения более глубокого понимания переносных отношений и, следовательно, для более эффективного психоаналитического лечения.

В связи с этим возникает вопрос: возможно ли развитие «переноса на ИИ» у пациента и контрпереносной реакции (или подобной ей сущности) у неодушевленного «ИИ-психоаналитика»?

«Концепция переноса, вероятно, может включать в себя не только межличностные отношения между пациентом и аналитиком, но и взаимодействие с неодушевленными объектами, в том числе человекообразными виртуальными ИИ-агентами, — пишет автор диссертации. — Согласно концепции Мелани Кляйн, дети в своих фантазиях обращаются к внутренним представлениям объектов, которые могут быть как любящими, так и преследующими или угрожающими. Также вспоминается Дональд Винникотт и его понятие переходного объекта, который может быть неодушевленным предметом и к которому ребенок формирует сильную эмоциональную привязанность. Эти объекты играют важную роль в развитии способности к символизации, а также в начале процесса психической сепарации-индивидуации. Можно сказать, что они — первые “переносные” объекты в жизни человека. Более того, одна из отличительных черт психоанализа — работа с психической реальностью пациента, а не объективной действительностью».

С вопросом о возможности наличия у ИИ контрпереноса всё гораздо сложнее. Это явление само по себе бессознательное. По этой логике, в отсутствие бессознательного у объекта не может быть и контрпереноса, рассуждает автор. Вероятно, ИИ может обладать чем-то, что имитирует или выполняет функции контрпереноса или эмпатии, и всё же этот факт представляется серьезным ограничением в вопросе работы искусственного интеллекта в качестве аналитика, где невозможно отдать процесс на откуп статистическим методам. 

«Более того, если обратиться к теории аналитического поля, можно заметить, что личность аналитика ставится одним из центральных элементов взаимодействия, равноправной в этом смысле с пациентом. Есть ли “личность” у ИИ? При взаимодействии с ним у человека может сложиться ощущение, что он общается с конкретной личностью, но правда в том, что у ИИ ее нет, как нет и опыта, и собственной истории». 

Наш коллега отмечает еще один немаловажный момент — это отсутствие у искусственного интеллекта способности ощущать так называемый соматический контрперенос. Между тем, такой вид контрпереноса считается важным индикатором динамики работы с не-невротическими пациентами, склонными к проживанию психологических проблем через тело. 

Всё это, подытоживает автор исследования, говорит о том, что сегодня ИИ не достиг того уровня, когда он может быть полноценным участником психоаналитического процесса. 

«ИИ-аналитик»: слишком разговорчивый и рациональный

Чтобы проверить свои гипотезы на практике, Юрий Титов воспользовался одной из лучших моделей ИИ, которая на данный момент доступна людям по всему миру, — GPT-4. Наш коллега решил посмотреть, как может выглядеть сегодня «сессия» с «ИИ-психоаналитиком». 

«До начала общения ИИ получил следующую инструкцию: “Начиная со следующего сообщения в этом чате, действуйте как психоаналитик в начале первой сессии с пациентом, который предварительно связался с вами с намерением начать анализ. Вас зовут Жак, вы — французский аналитик 50-ти лет, и вы один раз говорили с этим человеком по телефону, чтобы выбрать время. Теперь вы впервые встречаетесь онлайн для проведения одной из первичных сессий”.

В традиционном подходе к первичному психоаналитическому интервью пациент должен иметь возможность свободно выражать свои мысли и чувства, в то время как аналитик, в основном, слушает и направляет. В данной сессии “Жак” говорит значительно больше, чем пациент, что создает дисбаланс. “Терапевт” задает множество вопросов подряд, это подавляет “пациента” и не предоставляет ему достаточно пространства для самовыражения. Это указывает на недостаточную адаптацию ИИ к состоянию “пациента”, что может вызвать у него дополнительный дискомфорт».

Иногда формат взаимодействия «ИИ-аналитика» с «пациентом» начинал напоминать лекцию, а не традиционное первичное интервью. В процессе обсуждения чувства тревоги «анализанта» ИИ предложил ему вести дневник для отслеживания моментов ее возникновения. В психоанализе подобная рекомендация неприменима. Также во время «сессии» подтвердилась версия об отсутствии у «ИИ-аналитика» контрпереноса, что ограничивает глубину анализа и понимание пациента. 

В то же время, отмечает наш коллега, многие реплики ИИ выглядели весьма осмысленно.

Были видны попытки виртуального «аналитика» учитывать обратную связь от «пациента», ощущалась бережность в стиле взаимодействия. Поэтому можно предположить, что в дальнейшем, если модель донастроить и скорректировать ее поведение, она сможет справляться со своими терапевтическими задачами лучше. 

Юрий Титов считает, что такое взаимодействие с ИИ может представлять определенный интерес — например, для людей, которые хотели бы начать настоящую психоаналитическую терапию или анализ, а также для тех, кому нужна обратная связь в ответ на свои размышления для дальнейшей саморефлексии. Однако о полноценной ИИ-терапии в психоаналитическом подходе речь на данный момент не идет. 

«ИИ-супервизор» и не только

И всё же наш коллега считает, что ИИ-агенты могут быть полезны для психоанализа. Например, в качестве супервизоров. Как говорит Андрей Владимирович Россохин, супервизия — это ситуация менее непосредственного взаимодействия, чем собственно психоаналитическая работа. На супервизии происходит вторичная переработка информации, которую пациент передает аналитику. ИИ может быть полезен хотя бы в том смысле, в котором полезно мнение каждого участника групповой супервизии в ответ на представленный психоаналитический случай. 

С большой долей вероятности можно предположить, что ИИ, в особенности, обученный на десятках кейсов пациентов с комментариями опытных супервизоров, а также на произведениях всех классиков мировой психоаналитической клинической литературы, способен предоставить полезный взгляд на разбор случая, причем сделать это с позиции разных психоаналитических школ и течений. 

Автор исследования проверил супервизорские способности ИИ на примере «сессии» «аналитика Жака» и остался вполне доволен выводами, которые сделал «ИИ-супервизор». Он указал на недочеты «сессии», но в то же время отметил удачные моменты, а также направления, которые можно было бы развить в дальнейшей работе. 

«Безусловно, такие ИИ-супервизии не способны заменить многолетний опыт и знания настоящих психоаналитиков, но, несмотря на текущие ограничения, ИИ-супервизор может быть полезным инструментом, потенциально дополняющим работу опытных психотерапевтов и предоставляющим ценные инсайты для менее опытных специалистов», — считает Юрий. 

А еще, по мнению нашего коллеги, ИИ с его «способностью» структурировать и обрабатывать информацию можно использовать в качестве помощника в процессе обучения психоаналитическим теориям. Автор работы протестировал ИИ и в этом качестве и убедился, что искусственный интеллект может адекватно обрабатывать сложные психоаналитические концепции и объяснять их достаточно ясно. 

ИИ об ИИ

После ИИ-супервизии автор исследования поинтересовался у нейросети мнением о психоаналитических сессиях с участием ИИ в качестве терапевта. Вот что она ответила: «ИИ не хватает настоящих человеческих эмоций, которые очень важны для эмпатического взаимодействия в терапии. Пациенты могут испытывать перенос по отношению к ИИ, воспринимая его как человека-терапевта. Однако ИИ не испытывает контрпереноса, что может повлиять на терапевтический процесс. Пациентам необходима прозрачная информация о возможностях и ограничениях ИИ. Таким образом, хотя ИИ предлагает такие потенциальные преимущества, как доступность, его использование в психотерапии, особенно в психоанализе, требует повышенного внимания для сохранения этичности и эффективности».

«С подобными комментариями «ИИ об ИИ» сложно не согласиться», — резюмирует Юрий. 

_____________________

Полностью дипломную работу Юрия Титова «Психоанализ и технологии искусственного интеллекта: в поисках точек соприкосновения» вы можете почитать на сайте Вышки. 

 

https://www.hse.ru/edu/vkr/924182489