Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Путешествие внутрь аутизма: психотерапия на кончиках пальцев

В последние десятилетия все больше внимания уделяется вопросам психотерапии детей с диагнозом «аутизм». Психоаналитический подход может быть особенно эффективным в работе с такими расстройствами, потому что он может дать пациентам нечто большее, чем просто преодоление симптомов. О том, как психоанализ помогает подбирать ключи к людям с аутистическими расстройствами, на семинаре в декабре рассказала Кристин Мас, психоаналитически-ориентированный психотерапевт, специалист Центра психоанализа и психотерапии им. Ж. и Э. Кестембергов (Париж, Франция). Тезисы из этой встречи сегодня в нашей рубрике «Конспекты».

Путешествие внутрь аутизма: психотерапия на кончиках пальцев

Аутизм: зачем изучать?

 

Одной из самых важных идей семинара стал ответ на вопрос — зачем психоаналитическим терапевтам, которые могут не столкнуться в своей практике с такими пациентами, изучать расстройства аутического спектра? Главный ответ — потому что в каждом взрослом есть своя аутистическая часть. И если мы умеем распознавать ее и работать с ней, то это точно может сделать процесс психотерапии более эффективным и сфокусированным.

По мнению Кристин Мас, у каждого пограничного пациента есть ранние травмы, которые могут проявляться в виде симптоматики аутизма. В наиболее сложные моменты жизни люди могут соскальзывать в эти состояния. Наличие некоторых проявлений аутизма у взрослых с пограничными нарушениями может приводить к тому, что они могут использовать аналогичные защитные реакции и стратегии выживания. Если двигаться из этой отправной точки, то все сказанное на семинаре обретает особую ценность. 

Уникальность психоанализа в работе с аутизмом

 

Продвигаясь в понимании аутизма путем психоанализа, можно проникнуть в самую суть нарушений, исследовать скрытые механизмы, которые управляют поведением и восприятием пациента.

Что особенно важно: недирективность психоанализа — это один из ключевых аспектов успешной терапии таких пациентов. В работе с ними огромную роль играет момент с созданием безопасного пространства. Только в доброжелательной, принимающей атмосфере ребенок может постепенно шаг за шагом успокаиваться, меньше тревожиться и развивать свои социальные навыки.

Кристин Мас уделила особое внимание теме психического и сенсорного развития младенцев на самых ранних этапах. Она отдельно рассмотрела феномены, характерные для этого возраста, отметив, что многие нарушения аутистического спектра проявляются уже в самые первые моменты жизни. Эти факты подтверждены многочисленными исследованиями.

С особой бережностью рассказала мадам Мас о тех проблемах «телесности» и тревожных состояний, которые отличают аутистические расстройства. Мадам Мас подробно описала, как младенцы рождаются с набором сенсорных впечатлений, которые они еще не способны классифицировать. Они ищут объекты, за которые могут «ухватиться». Оптимальным объектом выступает материнская функция кожи. Этот момент особенно важен для установления связи между малышом и матерью, он оказывает влияние на весь период дальнейшего психического развития.

По мере развития младенец выходит из слияния с ней, и постепенно начинает различать свое «я» и «другого». При этом у детей с аутизмом уже с самых первых мгновений жизни наблюдаются затруднения — они избегают зрительного контакта, часто плохо едят, прерывисто и тревожно спят, кажется, что у них нет интереса к окружающему миру. Для таких малышей характерны сенсорные и моторные нарушения. Во многом это объясняется тем, что включаются их защитные механизмы — внешний мир кажется им настолько опасным, что самым оптимальным решением становится отказ от него и использование ритуалов для самоуспокоения.

Найти свой язык

 

Кристин Мас щедро поделились примерами из своей богатой практики работы с пациентами, рассказав об уникальных подходах к таким детям. Описывая конкретные кейсы, мадам Мас подчеркнула то, что с каждым пациентом она подбирает доступный им язык — в частности, для терапии аутистических расстройств большое значение имеет звук. Также специалисты используют интерпретацию поведения и реакций пациента — помогают им в этом игры и игрушки.

Психотерапевт подчеркивает, что симптомы и поведение каждого пациента уникальны, и терапия адаптируется под их индивидуальные потребности и особенности. В том числе, автор семинара рассказала про специальное использование в ходе сессий музыки и музыкальных инструментов. Также она упомянула важность постепенного снятия системы запретов на телесный контакт в терапии. Детям с нарушениями аутистического спектра часто становится легче делать свои первые шаги в сближении с «другим» именно в кабинете психотерапевта.

Терапия таких пациентов — процесс очень длительный и деликатный, и направлен он на то, чтобы объединить сенсорные и эмоциональные фрагменты в единое целое. Психоаналитический метод помогает восстановить связи между различными аспектами психики пациента, именно это способствует постепенному формированию целостного представления о себе и окружающем мире.

Отдельно мадам Мас затронула тему семей, в которых рождаются дети с такими расстройствами. Родителям очень важна поддержка со стороны специалистов, поскольку именно на них ложится основная нагрузка в помощи своему ребенку. Родители часто могут уставать, злиться, не понимая, что происходит во внутреннем мире их малыша. Часто им требуется помощь специалиста, чтобы объяснить то, что их чувства и переживания совершенно нормальны.

Страх распада

 

Мадам Мас неоднократно возвращается к тому, что дети с аутизмом могут ощущать, что их внутренний мир находится под угрозой распада. Эта тревога связана с отсутствием у таких пациентов внутренней структуры. У них нет той внутренней опоры, которая помогла бы им справляться с сепарацией и переживанием потери (их отделение от матери случилась слишком рано, поэтому тревога слишком сильна).

Это приводит к тому, что даже незначительное событие может вызывать у них сильнейший страх, что может проявляться в светобоязни, предпочтении определенных цветов и предметов. И, конечно, в отсутствии речи. Некоторые пациенты почти не говорят в начале терапии, что существенно затрудняет общение. Однако через взаимодействие с терапевтом и постепенное преодоление страхов постепенно появляются слова и фразы, что свидетельствует о значительной динамике в терапии.

Символика чёрной дыры

 

Черная дыра в психоаналитическом понимании олицетворяет абсолютную потерю, исчезновение объекта любви или заботы. Для детей с аутизмом этот символ приобретает особую значимость, так как они часто испытывают глубокую тревогу, связанную с невозможностью установить стабильные эмоциональные связи. Чёрная дыра становится символом этой угрозы, вызывая ужас и ощущение бесконечности пустоты.

Обсуждение темы чёрной дыры в терапии помогает детям с аутизмом осознать свои страхи и начать их прорабатывать. Терапевт помогает ребенку представить, что такое чёрная дыра, и как с ней можно бороться. Это позволяет постепенно уменьшить интенсивность страха и начать строить более устойчивую внутреннюю структуру.

Присутствие терапевта и создание безопасного пространства позволяют детям свободнее выражать свои страхи и тревоги, совместно исследовать их. Такая тонкая работа способствует укреплению доверия и улучшению эмоционального состояния ребенка. Например, для поддержания контакта терапевт может поддерживать ритуалы малыша, чтобы помочь ему почувствовать себя более уверенно и безопасно.

 

__________________________

В эту субботу начнется новый цикл семинаров, безусловно, полезных и интересных для практикующих и начинающих специалистов. 1 и 8 февраля состоится встреча с британским психоаналитиком Дональдом Кэмпбеллом. Тема: «Ошибки и восстановление психоаналитического процесса». Регистрация уже идет!