По итогам семинара Алана Эриля "Перверсии"
6 и 7 ноября прошел семинар одного из любимых зарубежных преподавателей-психоаналитиков нашей программы — Алана Эриля. На двухдневном семинаре слушатели программы разбирали, кто такой перверт, как он ведёт себя со своими «жертвами» и как работать с такими клиентами.
![](/data/2020/11/19/1365621821/7.jpg.(250x106x123).jpg)
С первых минут слушатели погрузились в тему перверсий, интересную и захватывающую. Как оказалось, перверты и их «жертвы» - это те, с кем периодически сталкивается каждый из нас.
«Перверсии – это феномен с множеством лиц, - начал свой семинар Алан Эриль. – Перверт не воспринимает другого человека цельным и равным себе, он воспринимает его как коллаж из элементов, нужных и понятных самому перверту».
Почему так происходит? Как не стать первертом? Как воспитывать детей, чтобы они не стали первертами? А. Эриль в своем семинаре ответил на эти вопросы слушателей.
![](/data/2020/11/19/1365621980/124200346_3465839606798967_1807225672250095612_n.jpg.(250x140x123).jpg)
В зависимости от отношений перверта с объектом, выделяют несколько видов перверсий: характерная, параноидальная, сексуальная и нарциссическая. Подробно остановившись на нарциссической, А. Эриль ответил на многочисленные вопросы слушателей относительно разницы между невротиком и первертом, между патологическим нарциссом и нарциссическим первертом, а также о том, могут ли в одном человеке сочетаться разные виды перверсий.
![](/data/2020/11/19/1365621970/123737686_2544173005876966_6731495245122833096_o.jpg.(250x149x123).jpg)
Чтобы показать на практике, как действует нарциссический перверт, А. Эриль разыграл с одним из участников семинара ситуацию, которая вполне может случиться в реальности. При этом мэтр французского психоанализа отметил, что, переворачивая естественное устройство вещей, нарциссический перверт создает «холодную» одностороннюю коммуникацию и не испытывает при этом никакого чувства вины. Чувство вины, равно как нравственное отвращение к самому себе, испытывает его «жертва». Как не стать «жертвой»? Как обезопасить себя? И как выйти из отношений с первертом? – чем больше информации давал А. Эриль, тем больше вопросов возникало у слушателей.
![](/data/2020/11/19/1365622703/123863595_3559464897430507_7397204444352158132_o.jpg.(250x115x123).jpg)
Особое внимание в семинаре было уделено тому, как работать с «жертвами» первертов, как вести таких пациентов в психотерапевтических сессиях, какие стратегии выбирать. Два дня семинара пролетели незаметно. Шикарный живой перевод от Марии Эриль, дополнительные примеры из ее личной практики, сделали атмосферу семинара дружественной и непринужденной, несмотря на то, что мероприятие проходило в он-лайн формате. Но было то, чего не хватило всем. Это время! :) Алана Эриля хотелось слушать еще и еще, перенимать его опыт, изучать практические наработки, получать ответы на бесконечно поступающие вопросы…
*** *** ***
Небольшие отрывки из эссе некоторых наших слушателей по итогу семинара:
"В самом начале хотелось бы отметить, как великолепно дополняют друг друга Алан, как преподаватель, и Мария, как переводчик,: у обоих очень артистичная речь, живая мимика,мягкие подшучивания при переходах с французского на английский – все это оживляет семинар, придает ощущение почти дружеской беседы.
Пусть это прозвучит совершенно не психоаналитично, но само название семинара вызывает немного повышенный интерес, в фантазии возникают картины чего-топритягательно-запретного, скрытого в полутьме или за полуприкрытой дверью. Но по ходу семинара, по мере погружения в классификацию перверсий, основные модели поведения, реакций первертов и их жертв приходит уже знакомое понимание, что если с обывательскойточки зрения тематика перверсий хоть в чем-то может касаться удовольствий (пусть и невсегда одобряемых, но иногда так притягательно выглядящих в литературе и кино), то в «психологической реальности» нет ни слова об удовольствиях. А есть страдания, причем страдают как жертвы всех типов первертов, что вполне ожидаемо, так и сами перверты, что вроде бы может показаться странным - они же удовлетворяют свои влечения, но возникают эти влечения вследствие наличия внутренних конфликтов и способ реализации влечения не приносит удовольствия, и далее обрекает перверта на бесконечное повторение действий в попытке разрешить конфликт..."
Перверсия (от лат. perversio — переворачиваю, pervertere more означает в целомнаправленный против морали). Действие, направленное на то, чтобы отворачивание отестественной природы, естественной функции. Здоровая «зрелая» сексуальность предполагает наличие многих навыков и умений: общительности, уверенности в себе, чувства юмора и остроумия, эмоциональной устойчивости при общении с другими и с самим собой, дифференцированной эмоциональной жизни и хотя бы минимального знания людей, способности открытьсядругому человеку со всей деликатностью, охватывающей весь спектр парциальных влечений, но безо всякого принуждения, а также умения уступать. Тогда сексуальность может быть чем-то большим, чем примитивное удовлетворение влечения: чем-то, что оживляет и обогащает межличностные отношения. Перверсия извращает природу вещей, это отменяет и запрещает возможность коммуникации людей друг с другом. Перверт не слышит других, с ним коммуникация становится невозможной. Его легко понять по чувству «замороженной коммуникации», по их холодности. Перверт переворачивает природу естественных вещей, превращая ее в холодную и одностороннюю, не испытывая никакого сожаления...
В дополнении к этой лекции я прочла статью нашего преподавателя Л.И. Фусу «Границы дозволенного», которая рассказывает о разным способах перехода взрослыми границ ребенка. «Многие родители,которые срываются на детях, говорят, что они сами подвергались насилию в детстве.Будучи еще маленькими, они думали, что вырастут и ни за что не будут трогать своихдетей. Но потом они становятся взрослыми и проделывают все то же самое, чтопережили в детстве. Сила этого бессознательного влечения оказывается им неподконтрольна… Но самое главное – прислушиваться к самому себе и научиться слышатьпотребности своего ребенка. Стать той самой «достаточно хорошей матерью», окоторой говорил Винникот: просто идти на поводу своей материнской интуиции.»"
*** *** ***Алан Эриль — психоаналитик, член Французской ассоциации психотерапевтов, Парижской ассоциации психоаналитического обучения и фрейдовских исследований «Espace analytique», преподаватель ведущих университетов Université de Bourgogne, Université Paris XII, La Sorbonne (Paris III), штатный сотрудник легендарной больницы Hôpital de la Salpêtrière, руководитель образовательного центра Indigo Formations.
***
Следующая статья в рубрике Рецензии на семинары — Хрупкое нарциссическое "Я"