«Всю мою жизнь можно описать одним предложением – я работала с детьми!»
Эта цитата принадлежит Анне Фрейд — младшей дочери известного австрийского психолога, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Анна, конечно, скромничала — она внесла серьезный вклад в развитие психоанализа: разработала теорию защитных механизмов человека, основала новое неофрейдистское направление в психологии, эго-психологию. Именно Анна Фрейд впервые описала явление, которое позже назовут «стокгольмским синдромом».
И все же главной ее заслугой стал вклад в создание и развитие детской психологии и детского психоанализа. Мы решили, что Международный день защиты детей, который отмечается сегодня, — хороший повод вспомнить об этой удивительной женщине.
Младшая дочь Зигмунда Фрейда заинтересовалась психоанализом, когда ей было всего 13 лет. Ученый был поражен тем, насколько глубоко девочка осмыслила ряд его научных работ. После этого Фрейд плотно занялся воспитанием и обучением дочери, по сути, став ее первым учителем.
После окончания школы Анна получила педагогическое образование и пять лет проработала преподавателем в начальной школе. В свободное время она посещала лекции отца, участвовала в международных психоаналитических конгрессах. Позднее стала членом Венского психоаналитического общества.
Собственную практику Анна открыла в 1923 году. Она сосредоточила свое внимание на детях, которые, по ее мнению, часто нуждались в психологической помощи не меньше, чем взрослые. В самом начале профессиональный путь Анны Фрейд не был усыпан розами. Многие коллеги воспринимали ее как «дочь знаменитого отца», а не как самодостаточную личность. Кроме того, у Анны не было высшего медицинского образования, поэтому первое время она, в основном, консультировала детей своих друзей и знакомых.
Помимо прочего, работа с маленькими пациентами сама по себе оказалась сложной. Это взрослый приходит к психоаналитику по собственной инициативе и охотно с ним сотрудничает. Знакомство ребенка с психологом происходит, скорее, против его воли... Во время сеансов дети часто капризничали, отказывались разговаривать. Тут-то Анне и пригодился ее педагогический опыт, приобретенный во время работы в школе. Она знала, как завоевать доверие маленьких пациентов: рассказывала им увлекательные истории, показывала фокусы. Могла даже под стол залезть, чтобы разговорить спрятавшегося под ним ребенка.
«По-настоящему плодотворная работа может осуществляться лишь при условии нежной привязанности ребенка, — пишет Фрейд в книге “Введение в детский психоанализ”. — Ведь он в еще большей степени, чем взрослый пациент, верит только любимым».
Анна Фрейд сумела решить важную проблему детского психоанализа — неумение детей выразить свои переживания словами, решением стала игровая терапия. Изначально психоаналитик использовала ее, чтобы установить контакт с пациентами. Позже, работая с детьми, ставшими жертвами Второй мировой войны, Анна сделала важное открытие, о котором написала в книге «Дети и война». Оказывается, ребенок, который может выразить свои переживания в игре, освобождается от страхов, и невроз у него не развивается.
Кстати, Анна Фрейд посвятила много времени помощи и поддержке детей, пострадавших от немецких бомбардировок. В 1939 году она открыла в Лондоне ясли, которые за шесть лет приютили более 80 малышей. После окончания войны Фрейд работала с детьми-сиротами, спасенными из концлагерей.
В 1947 году она открыла в Лондоне курсы подготовки детских психоаналитиков, в 1952-м основала Хэмпстедскую клинику — крупнейший в мире детский психоаналитический лечебный и учебный центр. Ныне это Национальный центр Анны Фрейд для детей и семей. Психоаналитик руководила им до 1982 года, то есть практически до конца своей жизни.
Анна Фрейд так и не получила высшего образования, но при этом считалась одним из самых авторитетных теоретиков психоанализа, имела звания почетного профессора многих престижных университетов мира. Ее книги, написанные доступным языком, и сейчас помогают находить ответы на многие вопросы, связанные с детской психологией.
Напоследок приведем еще одну важную цитату из книги Анны Фрейд «Введение в психоанализ». Она актуальна не только для психоаналитиков, но и учителей, а также родителей.
«Что бы мы ни делали с ребенком — обучаем ли его арифметике или географии, воспитываем ли его или подвергаем анализу, — мы должны в первую очередь установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ребенком. Чем труднее работа, которая нам предстоит, тем прочнее должна быть эта связь».