Программная Одиссея. Начало
Сегодня стартует наш большой спецпроект «Одиссея». Это эксперимент, и продлится он два года! Его участники — пять слушателей, которые поступили в этом году на нашу магистерскую программу. В течение двух лет мы будем наблюдать за погружением наших коллег в психоанализ и за тем, какие трансформации будут происходить с ними во время этого процесса. Знакомим вас с нашими путешественниками. Попросили рассказать их о том, с чем связано решение изучать психоанализ, какие ожидания и надежды они возлагают на программу.
Леонид Филатов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель английского языка
— Я живу в Санкт-Петербурге, уже 12 лет работаю учителем и 10 лет — завучем. Психология была одним из моих увлечений, когда я учился в старших классах школы и на первых курсах университета. Почему я решил вернуться к изучению этой области? Дело в том, что я постоянно работаю с детьми и родителями. Большая часть проблем, с которыми приходится сталкиваться, касается динамики образовательного процесса и имеет психологическую природу.
Приходят родители, мы обсуждаем какой-нибудь вопрос, и я понимаю, что решение проблемы выходит за рамки моей компетенции, но мне хочется разобраться в причинах сложившейся ситуации и оказать квалифицированную помощь. Сегодня как учитель и завуч я не могу этого сделать. Поэтому всерьез задумался об освоении профессии психолога и психотерапевта.
Остановился именно на этой магистерской программе, поскольку она дает не только глубокие теоретические знания, но и хорошие практические навыки. Пожалуй, по практической составляющей она не имеет аналогов в России!
Как выглядит типичный образовательный маршрут психолога в Санкт-Петербурге? Шесть лет в университете, затем еще год-два — обучение психотерапии. Мне кажется очень удачным, что в ВШЭ можно одновременно получить высшее психологическое образование и освоить один из самых эффективных психотерапевтических методов.
Первые впечатления от программы убедили меня в том, что я сделал правильный выбор, поступив в ВШЭ. До начала занятий меня беспокоило, как будет организована дистанционная форма обучения, насколько сильно она будет отличаться от классической аудиторной. Волнения оказались напрасными. Я практически не ощущаю разницы между офлайн- и онлайн-форматом! Мне даже кажется, что слушатели, которые учатся онлайн, иногда получают чуть больше внимания, чем студенты в аудитории.
До начала учебы я думал, что немного разбираюсь в психологическом консультировании. Теперь для меня очевидно — насколько мало я знаю и как много еще предстоит узнать за два года магистерской программы (и, конечно же, после нее).
Елена Исламова, востоковед-филолог, преподаватель персидского языка
— Интерес к психологии появился у меня еще в подростковом возрасте, когда возникли сложности в отношениях с родителями. Я читала много литературы по подростковой психологии, психологии личности. Но поступила в итоге совсем на другое направление — востоковедческое. После окончания вуза четыре года жила и работала в Иране.
Вернувшись в Москву, задумалась о смене специализации. Вспомнила о своем школьном увлечении психологией. Тогда же пошла в личную терапию. Мысли о том, чтобы получить психологическое образование, стать психотерапевтом, были, но в то же время были и сомнения: смогу ли я кому-то помочь, если еще не разобралась со своими проблемами?
Посоветовалась с психотерапевтом — она меня поддержала. Она же порекомендовала несколько программ для обучения. В их числе была и программа по психоанализу и психоаналитической психотерапии ВШЭ. Посмотрела запись Дня открытых дверей, послушала выступление Андрея Владимировича Россохина и поняла — это то, что мне нужно! Дождалась раннего набора и в конце апреля подала документы.
С момента старта учебы прошло совсем немного времени, но ощущение такое, что позади уже несколько месяцев — настолько насыщенная у нас программа. Иногда бывает немного страшно и непонятно, но я знаю, что я не одна в этом море нового и неизведанного; что мы плывем не в ветхой шлюпке, а на большом корабле с опытным капитаном и отличной командой. Вопросов с каждым днем становится все больше и больше, но ты их не боишься. Ты знаешь, что рядом находятся те, кто поможет понять. Это очень мотивирует двигаться вперед и поддерживает желание познавать.
Татьяна Гарифуллина, педагог-психолог
— По первому образованию я экономист, закончила Екатеринбургский политехнический институт имени Ельцина. Личные внутренние конфликты привели меня в психотерапию, и это сразу был психоанализ. Все началось с книги Фрейда «Введение в психоанализ» (правда, тогда я мало что поняла). Потом был личный анализ на кушетке. Тогда же я предприняла первые попытки получить психоаналитическое образование.
Позже пошла работать в детский сад, получила образование педагога-психолога. Мне хотелось понаблюдать за развитием детей и увидеть на практике, как работают теории Фрейда. Были периоды, когда я уходила из психоанализа. Но затем снова возвращалась к нему. В конце концов осознала, что психоанализ — это действительно тот путь, который мне интересен, и по которому я хочу идти дальше.
О программе по психоанализу и психоаналитической психотерапии узнала случайно — увидела на YouTube фрагмент семинара Рене Руссийона, его переводила Лариса Ивановна Фусу. Стала искать информацию о ней — узнала, что она преподает в Вышке. Почитала о программе, увидела, что здесь много практики. Поняла, что хочу учиться именно здесь.
Каких-то особых ожиданий от программы у меня изначально не было. Скорее — осознанное желание основательно, глубоко погрузиться в ту сферу, которая мне интересна, получить фундаментальные знания и научиться мыслить психоаналитически. Мне нравится, как организован процесс обучения — всё очень подробно и понятно. Уже появляются любимые преподаватели и дисциплины. Новые знания хорошо ложатся на практику работы с детьми. Получаю большое удовольствие от учебы.
Алексей Бахолдин, психоаналитически-ориентированный психолог, бизнес-консультант
— По первому образованию я юрист. По специальности проработал полгода и понял, что это не совсем моё. Затем я погрузился в сферу бизнеса и управления коммерческим предприятием. Через несколько лет параллельно стал заниматься консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления.
Мой путь в научную психологию и первые попытки получить образование в этой сфере начались в 2017 году. Но из-за интенсивного графика учебу пришлось оставить. К мысли продолжить ее вернулся в 2020 году. Тогда же узнал о двух программах по психоанализу в ВШЭ. Послушал выступление Андрея Владимировича Россохина — его идеи нашли во мне сильный отклик.
Я поступил на программу, но понял, что учеба дается тяжело — у меня не было научной психологической базы, опыта личной терапии. Я оценил свои возможности и решил, что на данный момент, с учетом предыдущего опыта, мне будет легче зайти в изучение психоанализа через бизнес-контекст, который был близок.
Я перевелся на программу по психоаналитическому консультированию в бизнесе, в этом году успешно ее закончил. Понял, что хочу развиваться в этом направлении и дальше в моей альма матер и поступил на вторую МП. Сейчас продолжаю работать с бизнесом, помогаю преодолевать трудности, искать смыслы. С другой стороны, хочется глубже погрузиться в психоанализ.
Это обучение я рассматриваю для себя не как начало нового, а как продолжение психоаналитического обучения, поскольку обе МП объединены общей концепцией психоанализа. Не могу сказать, что сейчас учиться легче — в чем-то даже сложнее! Но теперь, благодаря знаниям, которые уже есть, благодаря практике, супервизиям и личной терапии, я погружаюсь в эти сложные процессы увереннее и чувствую себя более устойчиво, чем два года назад.
Татьяна Францева, психотерапевт
— Психология и психотерапия — это вторая профессия, которую я сейчас осваиваю. Мое базовое образование — в сфере менеджмента, в этом направлении я проработала более 10 лет. Однако в какой-то момент поняла, что оно не отвечает полностью моим принципам, ценностям и мироощущению.
В тот период я проходила личную терапию и всё больше убеждалась в том, что психология — это та сфера, которая мне нравится, в ней много творчества и жизни. Первое направление в психотерапии, которому я обучалась, — экзистенциально-гуманистическое. Сейчас практикую в рамках этого метода.
В какой-то момент я почувствовала, что мне как будто не хватает глубины видения клиента — я вижу то, что есть здесь и сейчас, то, что проявляется в отношениях терапевт-клиент, но как это определяется историей клиента в контексте его жизни, для меня оставалось не всегда ясным. Поняла, что хочу расширить эти границы, и что помочь мне в этом может изучение психоанализа — ведь именно он стал той почвой, из которой вышли остальные направления в психологии.
Первые впечатления от учебы даже превосходят мои ожидания! Я опасалась, что попаду в академическую, сдержанную среду. Но оказалось, что пространство программы — очень творческое, гибкое, взрослое, все относятся друг к другу как к коллегам. На лекциях и супервизиях чувствуется большое принятие со стороны преподавателей. Когда первокурсники, не имеющие какого-то либо опыта практики, высказывают свое мнение, оно принимается, не осуждается и не критикуется. Для меня это очень ценно, это дает ощущение опоры и помогает максимально раскрыться.
Я живу не в Москве, поэтому учусь дистанционно, но благодаря грамотной организации чувствую себя абсолютно включенной в образовательный процесс. Кстати, именно дистант помогает глубже почувствовать энергетику и широту нашего общего пространства, которое объединяет многие города и страны. Меня это очень вдохновляет!
***
Следующее включение участников проекта мы запланировали на декабрь. Наши путешественники расскажут о том, какими для них были первые месяцы учебы на программе. В третий раз мы пообщаемся в феврале-марте, когда у магистрантов начнется практика. Финальный в этом учебном году репортаж ждите в мае. Участники проекта расскажут о своих ощущениях, впечатлениях по итогам первого курса. Продолжение следует!
***
Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.