«Учеба на программе ассоциируется у меня с важным словом "свобода"»
Кто я как личность? Что формировало меня? Как наша природа и наше бессознательное влияют на наши решения и выбор? На данном жизненном этапе эти вопросы для режиссера, сценариста, актера, преподавателя Школы дизайна в Вышке Шоты Гамисонии — самые важные. За ответами он пришел на нашу программу. С момента старта учебы прошло всего три месяца, но эффект от нее Шота уже почувствовал. «Несмотря на сложнейшие внешние обстоятельства, я чувствую себя более устойчивым. Я снова учусь улыбаться. Вопреки внешнему давлению, внутри меня и в моем личном внешнем мире как будто что-то начало просыпаться и гармонизироваться», — говорит он. Публикуем историю слушателя первого курса нашей МП Шоты Гамисонии.
Понять себя
— Расскажите, пожалуйста, о себе. Почему вы решили стать сначала актером, потом — режиссером? Как вы формировались как личность?
— Я родился в Сухуми; в 12 лет потерял родину, дом, друзей, соседей. В 1993 году оказался вместе с родителями в Москве. Мне было 14 или 15, когда я пришел в театральную студию. Вероятно, эта творческая история была мне нужна, чтобы через нее я мог выплеснуть свою повышенную тревожность, связанную с войной, пережитой в детстве, и последующей эмиграцией.
После школы поступил в Высшее театральное училище имени Щукина, на актерское отделение. Затем два года работал в Театре на Таганке.
Но мне было как будто недостаточно актерской профессии, было мало произносить чужие слова. Они не выражали всё, что происходило внутри меня. Я чувствовал, что, возможно, мне нужно писать свои тексты и создавать свои маленькие миры в виде фильмов.
Я пошел в кинорежиссуру, в 2010 году закончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Несмотря на все сложности этой профессии, мне очень нравится ею заниматься — придумывать новый мир и воплощать его в киноформу, хотя сегодня я не представляю это возможным.
— Когда у вас появился интерес к психологии?
— Я думаю, он был у меня всегда, потому что обе мои профессии — и актерская, и режиссура — непосредственно связаны с психологией, с попыткой понять человека, мотивы его поступков. Когда я был студентом Щуки, нас учили наблюдать за людьми, за их реакциями в тех или иных предлагаемых обстоятельствах и состояниях. Можно сказать, что это практическая психология.
Ясное понимание того, что я хочу изучать психотерапию как метод, пришло год-два назад. Идею поступить на эту программу подала моя подруга — Тамара Айсина, практикующий психотерапевт. Я собирался пойти учиться еще в прошлом году, но что-то не сложилось. Февральские события и моя реакция на них, повлекшие разные личные обстоятельства, подтолкнули меня к тому, чтобы в этом году всё-таки прийти на программу. Появилось четкое понимание того, что мне хочется осознать происходящее именно в контексте самого себя.
— Что именно вы хотите понять?
— Как устроен мой внутренний психический мир. Как функционирует психика человека. Что движет всеми нами и конкретно мной. Как мы взаимодействуем друг с другом. Почему на одни и те же события мы реагируем по-разному. Как влияют на нас наши травмы, и какое выражение в нашей психике они находят. Но в первую очередь я хотел и хочу лучше понять себя, увидеть себя разного, чтобы в будущем, возможно, быть готовым принять другие потрясения.
Пробуждение
— Какими были для вас эти три месяца учебы?
— Я всегда был счастлив, когда учился чему-то новому. Но сейчас мне кажется, будто всё, что я делал раньше: учился, читал книги, играл роли, когда был актером; писал сценарии, снимал фильмы и сериалы, — я делал, по большей части, бессознательно. Нынешний учебный процесс — достаточно осмысленный, осознанный, и это меня очень радует. Получаю огромное удовольствие от лекций и семинаров. Не ожидал, что обучение психоанализу и само учебное пространство программы может быть настолько творческим. Я очарован нашими преподавателями — они невероятно харизматичные люди! Очарован моими однокурсниками.
Мы все взрослые, пришли из разных профессий, но в то же время мы как будто немного превратились в детей. Нам не страшно открываться друг другу, говорить друг с другом о том, о чем мы опасались говорить раньше, потому что, возможно, боялись осуждения. Это невероятно крутой эффект — чувствую себя счастливым как ребенок.
Так что я бы сказал, что для меня программа носит еще и терапевтический характер.
— Опишите себя три месяца назад, в начале учебы, и себя нынешнего?
— Я находился в довольно плачевном эмоциональном состоянии (думаю, как и многие из нас) — был подавлен, встревожен. На третьем месяце учебы поймал себя на мысли, что пошагово отслеживаю появление тревоги, агрессии, радости. Не то, чтобы это происходит всегда, но я стал более внимателен к этим внутренним процессам. И это как будто помогает легче пережить те тревожные эмоции, из которых состоит наша жизнь. Когда я начал их отслеживать, степень их давления на меня уменьшилась.
Еще раньше мне наивно казалось, что я всё понимаю и про себя, и про людей вокруг. Но оказалось, что, на самом деле, я был словно во сне и «спал» относительно знаний о себе и других. Сейчас у меня ощущение начавшегося пробуждения. Чувствую себя человеком, который, проснувшись утром, еще даже не увидел, а только почувствовал через веки свет.
Главный эффект, который я получил благодаря учебе, заключается в том, что для меня исчезли недостатки других людей. И какие-то мои недостатки тоже потеряли силу влияния на меня. Как будто что-то внутри меня и вовне стало в сторону принятия.
Учеба на программе ассоциируется для меня с важным словом «свобода». Сейчас, когда я начал изучать, как функционирует психический аппарат человека, оно приобрело новое звучание, новую грань. Свобода от своих страхов, от травм и степени их влияния на нас. Я чувствую, что это один из самых важных, интересных и нужных этапов моей жизни, который приближает меня к моей внутренней свободе.
Мне хочется позвать сюда всех людей, которых я люблю. Хочется сказать им: поучитесь здесь, и вы станете немного счастливее. Уже не представляю, какой была бы моя жизнь, если бы я не попал на программу.
Быть здесь и сейчас
— В следующем семестре вы начнете практиковать. Размышляете об этом?
— Конечно размышляю, и жду момента, когда ко мне придет человек, который захочет что-то рассказать о своей жизни. Так я ждал первую роль, когда был студентом Щуки, или первых съемок, когда учился режиссуре. Мне это очень интересно, хотя я, безусловно, волнуюсь и понимаю, что это совсем другая ответственность.
— Психотерапия присутствует в ваших планах на будущее?
— На сегодняшний день цели стать психотерапевтом я для себя не ставлю. Моя главная задача сейчас — понять, что происходит со мной. Без этого понять другого невозможно.
Вообще одно из радикальных изменений, которое случилось со мной в 2022 году, до прихода на программу, заключается в том, что теперь у меня нет планов на жизнь. Есть расписание на неделю и планы, максимум, на сегодняшний день. Поэтому я не загадываю, что будет потом.
Сейчас пытаюсь прочувствовать и прожить сегодняшний день, не омрачая его страхами о том, что будет завтра или послезавтра. Я заново учусь радоваться, как бы не было сложно радоваться сегодня — иногда даже кажется, что невозможно. Завтрашние вызовы обсудим завтра. Новый год вроде наступает.
— Любите этот праздник? Загадываете в новогоднюю ночь заветные желания?
— Нет, не загадываю, и чего-то особенного от этого праздника не жду. Просто в детстве я очень любил его и ждал. По инерции он мне симпатичен и теперь, потому что ассоциируется с детством, радостью, надеждой. Что касается желаний, то я загадываю их ежедневно. В этом смысле Новый год у меня каждый день. Сейчас каждый день у меня одно главное желание (думаю, как и у всех нас).
Магия очарования другим
— Мы все проживаем сейчас сложный период. Как думаете, что мы можем сделать, чтобы чувствовать себя гармоничнее и счастливее? Где искать точку опоры?
— Прозвучит, наверное, как грузинский тост, но я бы пожелал себе и другим просыпаться каждый день с любовью. Обнимать, целовать любимых людей, друзей, близких, себя. Любить жизнь, этот мир, несмотря на всю его жестокость, трагичность, драматичность. И ни в коем случае не присоединяться ни к каким жестоким, агрессивным призывам и веяниям времени.
А еще я желаю ощутить магию очарования другим человеком и испытать восторг и любовь к нему. Наша жизнь в контексте времени и Вселенной — всего лишь песчинка. Но благодаря любви к другому она способна приобрести вселенский масштаб. Поэтому я очень желаю обязательно влюбиться и очароваться другим человеком. Любовь и сознание — это главное, что у нас есть.
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ НА ПРОГРАММЕ
***
Другие интервью со слушателями и выпускниками нашей программы:
- «Я всегда на стороне жизни». Мария Чершинцева – наш преподаватель и супервизор, выпускница программы, заместитель главного редактора «Журнала клинического и прикладного психоанализа» о музыкальной карьере и погружении в психоанализ.
- «Африка задала мне много вопросов». Мария Серова – слушательница второго курса нашей программы, в прошлом - руководитель в крупной корпорации – об Африке, поиске себя и смысла жизни.
- Психоанализ как способ оставаться актуальным. Сергей Князев - психоаналитический психотерапевт, интервизор нашей программы — о профессиональной идентификации; о тревоге неопределенности и о завершении терапии и расставании с клиентами.
- «Я иду путем, который мне безумно интересен». Наталия Мерцалова - слушательница второго курса нашей магистерской программы, в недавнем прошлом — успешный финансовый аналитик - о пути узнавания себя и учебе на программе.
- «Если бы не онлайн, я бы никогда не получила такое образование». Мария Яцкова - выпускница нашей магистерской программы о дистанционном обучении и общем психоаналитическом пространстве.
***
Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.