«Рыхлим, рыхлим, рыхлим...»
Так говорит основатель и руководитель нашей программы Андрей Владимирович Россохин, призывая магистрантов активно исследовать материал пациента, пытаться смотреть на него с разных сторон. Процесс «рыхления» начинается уже в первые недели учебы — на курсе по клиническому психоанализу. Это еженедельный практический курс по психоаналитической технике. Слушатели первого года обучения разбирают сессии Андрея Владимировича с реальными пациентами. Как это происходит — читайте в эссе нашей слушательницы Сабины Асадовой.
На занятиях Андрея Владимировича по клиническому психоанализу у нас, как у студентов, есть уникальная возможность наблюдать за работой психоаналитика, что называется, из первых рук. Поначалу мне казалось, что пары по этому предмету будут представлять собой что-то вроде мастер-класса, где нам схематично представят все «можно» и «нельзя», поделятся парой «приемчиков» и в директивной манере предложат «наматывать на ус» технику ведения сессий с клиентами и пациентами. Однако, я была очень рада, что ошибалась.
Меня сразу увлекла живость, с которой проходят эти занятия. В прямом смысле соблазнило то, что мы как будто вместе исследуем записи сессий, которые сам Андрей Владимирович, пожалуй, видел уже сотни раз. Это правда похоже на археологические раскопки, где более опытные коллеги показывают, как правильно и какими именно инструментами нужно пользоваться в тот или иной момент, чтобы не повредить предметы, которые скрываются под толщей земли. Как очень точно было замечено на занятиях — «Мы не копаем! Мы рыхлим!».
«Здесь очень важен материал»
Мое первое образование — психологическое, но нам не преподавали какой-то определенный подход, мы знакомились со всеми подходами понемногу. На практических занятиях нас учили держать паузы, формулировать интервенции и уметь присутствовать рядом с клиентом, оказывая ему поддержку и давая выговориться. Собственно, главной целью в работе с клиентами всегда заявлялась именно поддержка и создание безоценочного пространства, в котором человек мог бы выговориться и всегда быть услышанным.
Поэтому мне было вдвойне интересно: а как происходит взаимодействие специалиста и клиента/пациента в рамках психоаналитического подхода: есть ли различия, и если да, то какие?
Могу отметить, что в психоанализе одновременно как будто много правил и при этом нужно уметь не опираться на них полностью. Не в том смысле, что, однажды заучив правила, мы будем вольны их нарушать, а в том, что психоанализ предполагает бóльшую степень вовлеченности в материал пациента, при этом требуя и как будто бóльшей отстраненности.«Консервироваться» в четких алгоритмах может быть чревато тем, что такой психоаналитик не будет отличаться от хорошо написанного бота, который оказывает экстренную психологическую помощь по строго расписанной инструкции. Здесь очень важен материал и способность как бы «плавать» в нем — мастерски лавировать в водах бессознательного.
«Вместо записной книжки — “сцена”»
Раньше, во время моих практикумов в бакалавриате, умение максимально дословно записать всё за клиентом считалось замечательной способностью, которую необходимо долго и упорно тренировать, чтобы затем записи были самой главной опорой для психолога. В психоаналитической психотерапии не рекомендуется во время сессии вести подробные записи того, о чем говорит пациент.
Здесь вместо записной книжки — «сцена» — некоторое промежуточное пространство между фантазией и реальностью. Нужно уметь наблюдать за тем, что на ней происходит, уметь задавать вопросы и без сожаления отметать гипотезы и фантазии, которые может и кажутся подходящими нам, но на самом деле совершенно не несут пользы процессу и самому клиенту.По словам Андрея Владимировича, нельзя иметь объективное мнение — это убивает психоанализ. И это перекликается с тем, чему нас учили до магистратуры — безоценочности и постоянной самопроверке. Нужно уметь быть гибким и текучим, но при этом сохранять устойчивость и спокойствие.
«Одновременно быть и не быть»
Вообще на протяжении этого курса возникает ощущение, что психоаналитик должен одновременно балансировать на грани вещей, которые обычно ставятся в противоположность друг другу. Он должен учитывать фантазию и реальность, перемещаться между сценами и не забывать о том, что и как именно о происходящем говорит сам пациент. Быть одновременно участвующим, присутствующим и при этом сохранять определенную дистанцию, «мета-позицию», с которой можно взглянуть по-новому на то, что приносит на сессию пациент.
Психоаналитику нужно одновременно быть и не быть. «Быть», потому что психоаналитик помогает клиенту говорить и предлагает метод свободных ассоциаций, с помощью которого аналитику и пациенту легче войти в терапевтический альянс и работать эффективнее.«Не быть» — чтобы не мешать пациенту, чтобы сохранять себя и при этом идти за тем, что говорит клиент, не выдавая ему условную «анкету», где он бы перечислил все свои травмы и хронические болячки, а давая возможность сказать то, чего не получалось произнести никогда до этого.
«Каждый клиент будет что-то подсвечивать внутри нас»
В психоанализе важно отметить не только наличие терапевтического альянса, но и бессознательного сговора между клиентом и терапевтом, который говорит о том, что в процессе терапии могут удовлетворяться потребности каждого из участников. Для меня это была важная мысль, которой не уделялось внимания во время моей учебы в бакалавриате, а здесь ее обозначили и подсветили. И правда, в определенной ситуации терапии клиент может удовлетворять свою потребность быть жертвой, а психолог — свою потребность быть важным, понимающим, получающим благодарность. В этом я вижу важное замечание о том, что в процессе помощи пациенту в исследовании себя, мы также проводим работу в самом себе, так как каждый клиент будет что-то подсвечивать внутри нас. И важным будет не отвернуться от этих внезапных находок, не избегать их, а уметь их осознать и принять, чтобы, опять же, не застывать в образе «идеального аналитика».
«Нельзя становиться машиной»
Меня поразило, как смело можно высказывать предположения о том, что говорит клиент и как часто те мысли, которые озвучивали коллеги затем, и правда находили подтверждение в материале пациентки, за которой мы наблюдали по видеозаписям. Сейчас я чувствую, что мне приходится прикладывать много усилий, чтобы связать движения, интонации и даже словесные конструкции клиентки, строить на их основе гипотезы и фантазировать, наблюдая за сценой. Это оказалось намного сложнее, чем учиться создавать интервенции, которые мы писали в бакалавриате. Но и, конечно же, это намного интереснее и увлекательнее!
В то же время, нельзя становиться машиной, которая безустанно выдает интерпретации, ассоциации и периодические связывания того, что принес в материале клиент.Если аналитик говорит слишком долго, если он занимает в пространстве и времени сессии больше места, чем клиент — это совершенно не способствует процессу исследования клиентом самого себя, узнавания самого себя. Как делают хорошие родители, воспитывая своего ребенка, постепенно обучая его самостоятельности и самодостаточности, так и в работе психоаналитика — он должен постепенно делегировать клиенту способность мыслить аналитически. Аналитик не должен становиться костылем, на который клиент будет опираться до конца жизни — мы должны помочь клиенту начать ориентироваться в собственном «лесу» у него внутри, а не водить его по тропинкам, которые знаем сами.
«Помочь клиенту узнать себя»
Возвращаясь к началу моего эссе, где я говорила о том, какие цели нам ставили при работе с клиентами в бакалавриате — там мы ориентировались на важность теплого присутствия и поддержки клиента, на создание возможности для клиента быть услышанным, мы просто должны быть рядом. Здесь же основная цель (как мне кажется) — помочь клиенту узнать себя, познакомиться с самим собой.
Возможно, мое эссе получилось не идеальным, но я вспоминаю слова Андрея Владимировича: «Там, где есть стремление к идеальному — есть стремление к смерти». Надеюсь, что у меня получилось сделать это эссе хотя бы немного живым и искренним.
***
Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.