• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подняться в гору

Девять месяцев назад мы придумали новый экспериментальный проект и назвали его «Программная Одиссея». Идея заключается в том, чтобы на примере реальных людей посмотреть, какие трансформации происходят с ними благодаря учебе на МП — от момента поступления на программу и до ее окончания.  На борту нашего психоаналитического корабля оказалось пятеро слушателей первого курса. На этой неделе у них «экватор». Поговорили с «Одиссеями» о том, каким был для них этот учебный год: оправдал ли он их ожидания и надежды; с каким главным для себя результатом подошли они к этому рубежу.

«Рыбацкие лодки на пляже в Сент-Мари»

«Рыбацкие лодки на пляже в Сент-Мари»
Ван Гог, 1888 г.

Елена Исламова

— Невозможно осознать, что этот учебный год уже прошел. Он познакомил меня с невероятными, классными людьми, с которыми мы находимся на одной волне, с которыми хочется общаться и общаться, — это очень заряжает и придает сил. В конце июня — начале июля хотим с однокурсниками съездить в Питер. Покатаемся на кораблике, погуляем по городу, сходим в музей Фрейда.

За этот год я сдружилась не только с однокурсниками, но и с нашими старшими сиблингами — второкурсниками. В начале июня побывали на их защитах, активно поддерживали ребят онлайн и офлайн, волновались за них.

Выпускные работы коллег — такая богатая палитра, они затронули самые разные темы! Это одновременно и раскрепощает, и вводит в некоторую растерянность.

Мы тоже потихоньку начинаем выбирать научных руководителей и темы для магистерских диссертаций. У меня душа лежит к Аурелии Ивановне Коротецкой. Что касается темы работы, то я пока в метаниях. С одной стороны, хочется связать те знания, которые я получаю сейчас, с моей первой специальностью, — востоковедением. Второй вариант — пойти в психоанализ, где у меня почти нет опыта, рассчитывая на поддержку научного руководителя. Надеюсь, что летом приму решение. 

Со следующего учебного года я буду курировать группу практикумов для первокурсников и нашего курса. Эта работа нашла меня сама. Всё началось с того, что я стала активно помогать нашему куратору, когда она не успевала отвечать на вопросы моих однокурсников. После чего мне сказали: «Ты так доходчиво всё объясняешь — это работа для тебя!». В общем, буду контейнировать наших младших сиблингов, успокаивать и поддерживать их в сложные моменты. 

Что касается планов на лето, то это — чтение психоаналитической литературы (закупила ее в большом количестве; надеюсь, что удастся прочитать хотя бы какую-то часть) и практика — буду работать с клиентами нашего ЦПП. Я вошла в эту струю; чувствую, что это мое, — останавливаться не хочется!

Леонид Филатов

— Одно из главных событий прошедшего учебного года — это, конечно же, начало практики. Я думаю, что интенсивная практическая работа с клиентами — важнейшая часть нашей профессиональной подготовки. За последние три месяца у меня было около десяти клиентов. Большая часть запросов, с которыми приходят люди, связана с высоким уровнем тревожности. 

Удается ли за три сессии помочь клиентам? Думаю, что да. Как правило, определенный прогресс в состоянии человека и функционировании его психики заметен уже на второй или третьей сессии. Разумеется, здесь не идет речь о каких-то глубинных изменениях — было бы слишком самонадеянно рассчитывать на то, что они произойдут за такой короткий промежуток времени. В любом случае я считаю крайне существенным то обстоятельство, что в Центре психоаналитической психотерапии ВШЭ клиенты имеют возможность получить первый опыт исследования своей личности посредством работы с психологом. 

С началом каникул практика не останавливается. Летом центр позволяет работать с большим количеством заявок, и я обязательно воспользуюсь этой возможностью. 

В ближайшее время я также планирую начать работу над магистерской диссертацией. До начала следующего семестра я бы хотел сформулировать тему выпускной квалификационной работы и наметить примерный план исследования. На данный момент я вижу два направления, которые были бы мне интересны. Первое — это попытка связать мой педагогический опыт работы в образовательных организациях со знаниями о психоанализе и психотерапии, а второе — это обобщение моей клинической практики. Летом у меня будет время подумать об этом и выбрать один из вариантов. 

Одним из важнейших итогов первого курса магистратуры для меня стало решение значительно сократить свою рабочую нагрузку в школе. Эти изменения дадут мне возможность уделять больше времени обучению и практике с клиентами. 
За этот год был изучен весьма большой объем материала, но то количество знаний и навыков, которое еще предстоит освоить, кажется практически безграничным. И это не может не вдохновлять. Впереди — долгий путь формирования своего собственного психотерапевтического стиля в рамках психоаналитического метода.

Татьяна Францева  

 — Оглядываюсь назад и не верю, что учебный год уже закончился. Девять месяцев назад у меня было ощущение, что я стою перед огромной высоченной горой, которую мне ну никак не удастся преодолеть.

Порой она даже пугала. А сейчас я понимаю, что осиливаю этот подъем в гору, и даже получаю от него удовольствие. Неуверенность постепенно сменяется вдохновением и творчеством. При этом я хорошо осознаю, что вершина горы еще очень далеко, что это практически бесконечная история. 

Конечно, бывают сложные моменты, бывает напряжение. Иногда кажется, что копаю вроде основательно, но глубина оказывается еще большей, чем я себе представляла. 

В то же время уже есть ощущение опоры, устойчивости, гибкости. Потихоньку начинают связываться в единую картину различные элементы. Вот этот процесс связывания стал для меня одним из самых больших и важных открытий нынешнего года — не только профессиональным, но и личностным. Раньше я об этом вообще не задумывалась. А теперь, чем сильнее держу на этом фокус, тем больше и в жизни начинаю замечать какие-то паттерны, схемы, которые у меня уже сложились. Это обогащает меня, открывает новый взгляд на саму себя. 

Продолжаю практиковать с клиентами нашего ЦПП. Практика дает мне очень многое, хотя из-за того, что раньше я работала в другом подходе, у меня до сих пор есть некоторые сложности. Вот этот момент обретения другого профессионального образа требует времени, практики, концентрации, сосредоточенности, усилий с моей стороны. В этом плане мне очень помогают супервизии. Когда готовлюсь к ним, описываю кейсы, понимаю, что уже вижу глубже и шире. 

Летом планирую прослушать курсы, которые пропустила; почитать психоаналитическую литературу. Хочется также определиться с темой магистерской диссертации. Есть амбиции и желание погрузиться в нее хорошо и качественно. Поэтому я беру для себя это время тишины, чтобы понять, что же мне больше всего резонирует и чему я готова посвятить практически весь следующий учебный год. В этом смысле полагаюсь на какие-то внутренние процессы, которые подскажут, в каком направлении двигаться. А моя задача — заметить их. 
 

Татьяна Гарифуллина 

— Этот учебный год был очень насыщенным, богатым на новые интересные знакомства и внутренние трансформации. Этот год сильно изменил меня. Недавно в моей личной жизни произошло важное событие.

Думаю, оно случилось благодаря тому, что я стала лучше разбираться в структуре личности людей и понимать процессы, которые могут происходить в отношениях. Понимать, объяснять себе, что происходит; осознавать, что мне действительно нужно. 

Есть изменения и в профессиональном плане. Если раньше я склонялась к британскому психоанализу, то сейчас разворот — больше в сторону французского.  И со своими личными клиентами я теперь работаю уже совсем по-другому — именно в поле французского психоанализа, который предполагает больше слушания, меньше интерпретаций, интервенций, конфронтаций со стороны аналитика или терапевта. Это очень хорошо работает. Клиенты стали больше открываться, больше говорить и анализировать, соединять чувства с представлениями.

Главный план на лето — отдохнуть, выспаться. Я безумно устала — было много нового сложного психоаналитического материала, много работы. Конечно, хочется почитать соответствующую литературу, начать готовиться к практике в ЦПП — допуск я уже получила, но пока к ней не приступила. Решила сделать это в сентябре, так как весной была сосредоточена на учебе и семинарах французских психоаналитиков

Ну и, конечно, нужно уже сейчас потихоньку начинать готовиться к защите магистерской диссертации. Примерное направление я для себя уже наметила — оно касается темы женского, но подробно об этом мне пока не хотелось бы говорить.

Алексей Бахолдин

— Этот год был для меня непростым во всех смыслах, в том числе в плане учебы. Для меня он стал показателем того, как нужно учиться, и как не надо это делать.

Я предполагал, что, как и во время обучения на программе по психоаналитическому бизнес-консультированию, буду двигаться вперед на максимальной скорости: интенсивно учиться с сентября по июнь, получу допуск к практике, начну консультировать клиентов. Я как тот жадный голодный младенец — хотел получить всё и сразу.

Но у человека, его психики, всегда есть определенные границы. На третьем году обучения такой энергичный темп оказался для меня несколько губительным. А ведь помимо учебы, в моей жизни происходило и происходит много других различных событий, которые психике приходится переваривать. Организм начал сбоить, в середине мая я сильно заболел. Были даже мысли о том, чтобы закончить обучение... 
Сейчас потихоньку восстанавливаюсь, переосмысливаю происходящее, перенастраиваю свое отношение к учебе. Часто вспоминаю фразу Андрея Владимировича Россохина о том, что двигаться к цели нужно с черепашьей скоростью; что не надо пытаться переварить всё и сразу — это невозможно и даже вредно. Убедился в этом на личном опыте.

У нас всегда есть некие ожидания от жизни: как я хочу, как это будет… А потом мы сталкиваемся с тем, что всё идет не так, как мы планировали. И нужно это принять, суметь перестроиться, найти другой путь, который в данный момент времени будет более оптимальным. 

Это можно сравнить с марафоном. Когда ты чувствуешь, что силы заканчиваются, всегда есть выбор — или упрямо продолжать бежать, упасть и в итоге сойти с дистанции; или перейти на шаг, попить воды и потом снова продолжить бег. 

На самом деле, я даже рад, что со мной это случилось. Для меня это очень глубокий, очень трансформационный опыт, который позволил мне лучше услышать себя; напомнил о необходимости относиться к себе бережно. Когда вокруг всё динамично, неопределенно, очень быстро меняется, бушует, на какой-то момент нужно остановиться, осмотреться — как вовне, так и внутри себя, — и только потом принимать решение.

Моя главная задача сейчас — восстановить за лето здоровье, чтобы следующий учебный год прошел с максимальной пользой для меня, а в дальнейшем — и для моих клиентов. 

*** 
Следующее включение участников «Программной Одиссеи» состоится в сентябре, накануне нового учебного года. Желаем нашим слушателям как следует отдохнуть, чтобы затем с новыми силами продолжить психоаналитическое путешествие. До встречи осенью!

*** 
Предыдущие выпуски «Программной Одиссеи»:

***
 

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.