• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Бесконечное поле для вдохновения и открытий

«Сегодня посетила первое практическое занятие Юлии Германовны Овчинниковой. Без преувеличения могу назвать его моим первым опытом терапевтической работы на программе. Этот опыт вдохновил меня, воодушевил и поддержал!».Это отрывок из эссе слушательницы нашей МП Юлии Поливцевой, написанного по итогам одного из занятий учебного курса «Психоаналитическая практика: ремесло и искусство». О том, что представляет собой курс Юлии Германовны, как проходят занятия и что думают о них наши слушатели, читайте в нашей новой статье.

МП "Психоанализ и психоаналитическая психотерапия"

МП "Психоанализ и психоаналитическая психотерапия"
ВШЭ, 2022

Кто я?

«Совершенно особенный курс» — так отзываются о курсе Юлии Германовны Овчинниковой* многие наши студенты. По их словам, он помогает не только приобрести необходимые для работы практические навыки, но и дает вдохновение, открывает новые смыслы.

Курс «Психоаналитическая практика: ремесло и искусство» начинается с первого семестра 1-го курса. Это практические занятия, на которых слушатели разбираются в особенностях психоаналитической психотерапии, получают навыки холдинга и контейнирования, учатся работать с переносом и в переносе. Среди тем курса, которые изучают магистранты, есть, например, такие:

  • «Поддержание и развитие психоаналитических отношений»;
  • «Работа со сновидениями, сказками и мифами»;
  • «Психоаналитическая терапия онлайн».

Все эти темы изучаются через практику, для этого предусмотрены три формата: упражнения, работа в двойках-тройках, демо-сессии «здесь и сейчас».

Преподавательская подача Юлии Германовны, ее tone of voice невероятно откликнулись мне с самого первого семинара, — пишет в своем эссе наша коллега Дарья Басова. — На ее семинарах мы учимся работать с напарниками, в “тройках”, наблюдаем за демонстрационными сессиями, а также обращаем свой взгляд на собственный внутренний мир и задаемся очень важными вопросами. 

Один из вопросов, над которым предлагает поразмышлять слушателям Юлия Германовна, звучит так: «Кто я, если я психоаналитический психотерапевт?». На выполнение упражнения отводится семь минут. За это время нужно написать около 10 пунктов о себе как о терапевте. При этом слов вроде «успешный», «умный», «достойный» и т. д. рекомендуется избегать. 

«При кажущейся простоте этот вопрос заставил меня задуматься, — рассказывает в своем эссе Екатерина Гиренко. — Мой ответ, по большей части, состоял из таких прилагательных как “гармоничная”, “спокойная”, “свободная”, “счастливая”. В процессе выполнения упражнения я поняла, что, по сути, описываю некий идеальный образ себя. То есть как терапевт я как будто должна была стать лучшей версией себя — такой, которая не испытывает негативных эмоций, у которой не бывает плохого настроения, недомоганий и прочих вполне человеческих проявлений. И тут я ощутила, как эти рамки, эта планка к самой себе придавливают меня грузом необходимости соответствовать некоему идеальному образу. Я узнала в этом свой привычный и болезненный паттерн. Осознав это, я задумалась: а какой он, идеальный психотерапевт? Должен ли он быть идеальным? Возможно ли это в принципе? Насколько вообще возможно оставаться собой, сохранять свою индивидуальность, свой стиль в работе психоаналитическим терапевтом?».

По словам наших магистрантов, для них это упражнение — бесконечное поле для рефлексии и самоанализа.

«Раненый целитель»

Еще одна тема, которая становится поводом для глубоких раздумий у слушателей, — «Аналитик как раненый целитель». Ей посвящены эссе многих магистрантов. Поразмышлять над этим Юлия Германовна предлагает на примере одного из персонажей греческой мифологии — кентавра Хирона, наделенного даром бессмертия.

«Путь Хирона был тернист и полон страданий. Он был отвергнут собственной матерью, терзался из-за своей двойственной природы — человека и коня, — пишет Дарья Басова. — Хирон — признанный целитель, но излечить самого себя от мучительной раны, полученной в бою с Гераклом, не мог. Рана мучила его, бессмертного, поэтому он был обречен на бесконечные страдания. Тогда Хирон отдал свое бессмертие Прометею, тем самым избавив его от мучений, а сам отправился в царство мертвых. Юлия Германовна провела параллель с образом терапевта как “раненого целителя”, у которого тоже есть свои раны, и который тоже исцеляет других, несмотря на то, что сам порой испытывает душевные страдания. Ключевой аспект личности Хирона как некоей метафоры собирательного образа аналитика — ее двойственность. Хирон был кентавром, а значит, в нем сочетались черты двух существ. Также и аналитик сочетает в себе эмоциональную вовлеченность и аналитическую позицию, удерживая во время сеанса контакт со своей инстинктивной, духовной и приземленно-практической частями».  

Высший класс

Во время своих занятий Юлия Германовна проводит демонстрационные сессии. Это что-то вроде мини-сессии, которая проводится при участии магистранта-добровольца, — он выступает в роли пациента. После завершения сессии идет ее подробный разбор. И хотя глубокого погружения в запрос «пациента» не происходит, это позволяет понять, как проходит реальная сессия и как работает специалист.

«Меня очень удивило, что за какие-то 15 минут удалось проделать такую, я бы сказала, глубокую работу, — рассказывает в эссе о своих впечатлениях от демо-сессии Александра Головкина. — Даже не думала, что такой простой, на первый взгляд, запрос можно так развернуть, а главное — запустить в самом анализанте процесс рефлексии. Видно было, что девушка получила инсайт и задумалась. При этом терапевт продемонстрировала глубокое уважение к клиенту, способность слушать, стремление к пониманию, живой интерес к внутреннему миру другого, принятие, а также беспристрастность. Отдельного внимания заслуживают интервенции и вопросы, которые использовала преподаватель. Было видно: работает профессионал своего дела. Это восхищает, дает надежду, что и я смогу научиться, выйти на такой уровень, который сейчас кажется  запредельным».

Невидимая связь

Еще один формат, в котором проходят занятия на курсе Юлии Германовны, — это работа в двойках-тройках. Слушатели объединяются в группы по два-три человека, где у каждого магистранта есть определенная роль — терапевта, пациента или наблюдателя (наблюдатель в происходящее не вмешивается, а лишь наблюдает и «подсвечивает» ситуацию). Эта работа помогает пропустить процесс терапии через себя и посмотреть на него с разных сторон.

«В моей группе оказалось два молодых человека, которые распределили между собой роли терапевта и клиента, а я была наблюдателем. После того как началась учебная сессия, я погрузилась в наблюдение магии процесса — подобрать других слов для описания происходящего я не смогла, — рассказывает в своей работе Ольга Фахрутдинова. — Вначале “терапевт” и “клиент” присматривались друг к другу. Было чувство, что им обоим некомфортно. Но через пять минут начала происходить трансформация: они перестали быть отдельными личностями, между ними просматривалась невидимая связь. Даже эта довольно маленькая практика демонстрирует силу психоанализа, после чего сложно говорить о психоаналитической практике лишь как о ремесле. Психоанализ — это настоящее искусство».


*Овчинникова Юлия Германовна - психоаналитик и супервизор, кандидат психологических наук, член IAAP (International Association of Analytical Psychology) и Британского психоаналитического совета (BPC). Является автором многочисленных публикаций. Сфера профессиональных интересов - кризис идентичности и среднего возраста, символическая функция в анализе, мультикультурная терапия, психоаналитический подход к работе со стыдом.
__________

Если вы тоже хотите овладеть искусством психоанализа, приходите к нам на программу! Подать заявку на обучение можно на нашем сайте.

Еще больше информации о курсах нашей магистерской программы вы найдете в разделе «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ».

__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.