• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О великий, могучий, многозначный, французский психоанализ!

Французский психоанализ уже несколько десятилетий остается одним из самых востребованных среди специалистов и интеллектуалов. Отличительная особенность французской психоаналитической школы — многозначность и разнообразие, свойственные, в целом, богатой культуре Франции. Именно в разнообразии и неоднородности и заключается мощь французского психоанализа, считает слушательница первого курса нашей программы Наталья Цивилюк. Об этом она размышляет в своем эссе «О языке французского психоанализа». Фрагменты из работы Натальи публикуем в нашей новой статье.

Фрагмент картины «Sisters»

Фрагмент картины «Sisters»
Nora Shepley, 2016

Революционность и верность традициям

Франция — страна с богатой историей и культурой. Ее традиции на протяжении многих столетий оказывали сильное влияние на мировую политику, науку, искусство, философию. 

«Исторически присущая французскому духу революционность, пронизывающая мысли и аффекты, не могла не революционизировать психоанализ, что в итоге наделило именно французский психоанализ уникальной глубиной и новаторством, — пишет Наталья Цивилюк. — Обнаруживается, что данная революционность в такой же степени эротична (богатое литературное наследие, оплот метафор и двусмысленных созвучий), интеллектуальна (вспоминая всплеск публичной мысли во второй половине XX века), что почти благоволило развитию психоанализа на французской почве». 

При этом, отмечает автор, революционность во французском психоанализе парадоксальным образом сочетается с верностью идеям Фрейда. Один из ярких примеров — психоаналитик Жак Лакан.

«Не всеми принимаемый, критикуемый, он дал понять значимость возвращения к Фрейду — заново прочесть его труды для обнаружения нераскрытой логики. Впрочем, Лакан еще являлся носителем философских ценностей, почерпнутых с семинаров Александра Кожева по чтению Гегеля. Был он неравнодушен и экзистенциализму Хайдеггера. Это обстоятельство немного проясняет герметичность наследия Лакана, побуждая уже читателей обратиться к самим себе, — психоанализ не сводим к институциям и воображаемым ограничениям; это логос, схватывание спонтанности и трансформация». 

«Лаборатория» психоаналитика

Наша коллега обращает внимание на то, что для психоаналитиков «главным инструментарием и лабораторией» остается язык, и что именно через словесность многие известные французские психоаналитики открыли «новые горизонты техники лечения»:

«Так получилось, что именно во Франции были выработаны самые проникновенные психоаналитические языки в клинике жизни и смерти, непрекращающихся становления и деконструкции. Не оптимистичные, в сердцевине расколотости субъекта и его невыразимого опыта, без мнимой надежды на социальную адаптацию (чего нельзя сказать об адептах эго-психологии, например)». 

Женское в психоанализе

Особое внимание Наталья Цивилюк обращает на роль женщин-психоаналитиков в развитии французского психоанализа, выделяя среди них Мари Бонапарт, Люс Иригаре и Юлию Кристеву.  

«Тайна вокруг женщины, вечно инаковой и Другой, всегда была для психоанализа не только движущей силой, но и бездной, в которую так соблазнительно и страшно провалиться. Будь это биологические и новаторские спекуляции Мари Бонапарт, или же поиск в платоновском “Пире” женщины у Люс Иригаре — суть заключается в онтологическом статусе полового различия, которое, как подметила Жаклин Шаффер, неискоренимо при полном равенстве прав».

По мнению нашей слушательницы, Бонапарт, Иригаре и Кристеву объединяет то, что, оставаясь в клиническом дискурсе, «они идут по краю философско-художественной пропасти: красота и изящность их слога наделяет теорию и практику поэтикой, способной в письме передать немые страдания — чтение скарификации и обнажение болезненности».

«Юлия Кристева — ученая на перепутье психоанализа, семиотики и философии — уделяет внимание до-языковой и телесной ипостаси, которая любого субъекта наделяет опытом женского, опытом полостей и пустот — отзвук влечения к смерти, что сопровождает всю жизнь, — пишет  Наталья Цивилюк. — Больше всего это выражено у поэтов — тех, кто необъяснимо, но достоверно чувствует ужасы женского за языком». 

Избавиться от слепых зон

«Французский психоанализ ценен тем, что пошел навстречу чистой негативности, смог прислушаться к влечению к смерти: десексуализация, белый психоз, оператуарность, соматизация, — продолжает наша коллега. — Работы такого толка под эгидой Парижского психоаналитического общества выносят на повестку динамическую сплетенность влечений, соматическую реальность с вниманием к нарциссизму, неизбежность контрпереноса. Без напыщенной позитивности и иллюзорности, психопатологический спектр теперь простирается не то что шире, а в слепых и парализованных зонах. Такие разнородные, глубоко разработанные практики находятся в одной связке, не лишая друг друга самобытности и исследовательского потенциала». 

Ценность французского психоанализа, по мнению Натальи Цивилюк, заключается также в том, что он продолжает принципиально отстаивать сингулярность субъекта и его истории.  

«Это предельно тяжело во времена господства университетского неопозитивистского дискурса, который предпочитает локализовать всю динамику бессознательного в мозговом органе. Французский психоанализ на этом фоне — особое чуткое мировоззрение, — резюмирует автор эссе. — Внимая к языку, телу и бессознательному, через порядок влечений и деструктивности, сложившаяся во Франции психоаналитическая традиция не дает померкнуть фрейдистскому наследию, всё еще неизведанному». 

Дух психоанализа

Если вы хотите ощутить дух настоящего французского психоанализа, приходите учиться на нашу программу! Руководитель МП Андрей Владимирович Россохин учился у легендарных французских психоаналитиков Андре Грина, Сезара Ботелла, Юлии Кристевой, Джойс МакДугалл.

У нас преподают члены Парижского психоаналитического общества и кандидаты в SPP.  Мы постоянно проводим семинары с участием лучших представителей французской психоаналитической школы: Алена Жибо, Вассилиса Капсамбелиса, Рене Руссийона. Мастер-классы на нашей программе провели многие современные президенты SPP. 

О том, как поступить на МП, подробно рассказали здесь: https://www.hse.ru/ma/therapy/tracks.

Приходите — с нами интересно!
__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ДОКУМЕНТЫ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.