Искусство психоаналитического мышления
«Работу психотерапевта можно сравнить с танцем — динамичным и естественным, который происходит как будто сам по себе. Со стороны кажется, что танцор не прилагает никаких усилий. Но, на самом деле, это — результат огромного труда и многолетней практики. Так и на сессии терапевт учится искусству психоаналитической психотерапии». Это фрагмент из эссе слушательницы нашей программы Елены Логиновой, написанного по итогам обучения на курсе Андрея Владимировича Россохина «Клинический психоанализ. Техника и практика психоаналитической психотерапии». Это уникальные занятия, которые позволяют студентам наблюдать за работой Андрея Владимировича с реальными пациентами, и помогают им освоить искусство психоаналитического мышления (о чем размышляет в эссе наша коллега). Подробнее о курсе рассказываем в сегодняшнем выпуске рубрики «Репрезентация программы».
Супервизия АВ
«Мы создали абсолютно практико-ориентированное пространство — в этом и заключается главный секрет успеха программы, — говорит основатель и руководитель МП Андрей Владимирович Россохин. — Сердце нашей МП — супервизии. Это основной инструмент обучения и профессионализации, потому что психоанализ — это про живой материал человека, а не про теории».
Курс Андрея Владимировича, по сути, тоже большая супервизия, на которой студенты наблюдают за работой своего наставника с реальными клиентами. На занятиях он демонстрирует видеозаписи сессий, сделанные по предварительному согласию пациентов с полным соблюдением их конфиденциальности (камера установлена за спиной клиента). Уникальность курса заключается в том, что магистранты выступают здесь не в качестве молчаливых наблюдателей, а в роли активных участников психоаналитического процесса: они размышляют, озвучивают свои интерпретации происходящего, предлагают собственные гипотезы и направления.
Ценность курса Андрея Владимировича заключается в возможности наглядно изучать и погружаться в процесс работы психоаналитика с пациентом, связывать теоретические знания с практической работой, происходящей в кабинете, — пишет в своем эссе по итогам курса слушательница программы Вера Каргаполова. — Формат видеодемонстрации психоаналитической работы дает много пищи для размышлений и гипотез. Есть возможность улавливать и составлять образ пациента: его движения, тембр голоса, интонации — что всегда наполняет и дополняет материал.
«Такой формат обучения дает возможность глубже погрузиться в процесс, — размышляет Елена Логинова. — Ты как бы присутствуешь на сессии здесь и сейчас, одновременно и наблюдаешь, и находишься в роли психоаналитического психотерапевта. Разбор кейсов очень детальный. В процессе я понимала, как много материала можно взять из малюсенького кусочка сессии, если сосредоточиться на нем, начать ассоциировать и размышлять».
На практике
Ценность знаний, полученных на курсе Андрея Владимировича, слушатели в полной мере осознают, когда получают допуск к практике и начинают работать с клиентами нашего Центра психоаналитической психотерапии.
В феврале я начала практику в ЦПП. С первого пациента я окончательно поняла ценность курса Андрея Владимировича. Он помог мне интегрировать теоретические знания и начать применять их в реальной работе с клиентами,
— говорит слушательница первого курса Вероника Рыжая.
«Курс Андрея Владимировича помог мне понять, что не нужно сходу строить гипотезы (и тем более озвучивать их пациенту), спешить давать интерпретации, — пишет Елена Логинова. — Если интерпретация сделана раньше времени, человек может не принять ее, могут сработать защитные механизмы. В результате, какой бы точной не была интерпретация, терапевтического эффекта она не принесет, а иногда может и навредить процессу терапии. Стали понятны слова аналитиков о том, что интерпретация порой ждет своего часа годами».
Вернуться к себе настоящей
По словам слушателей, занятия Андрея Владимировича не только помогают сформировать профессиональное психоаналитическое Я, но и учат гораздо более значимым вещам — например, видеть в человеке человека.
«Для меня важно было услышать ответ на вопрос, как работать с клиентом определенной структуры личности, — рассказывает в своем эссе наша коллега Анастасия Агулова. — Андрей Владимирович ответил: “Мы работаем не со структурой, а с человеком. Для вас прежде всего должен быть важен он сам!”. Слова, которые запали мне в душу. Эти занятия помогли мне понять, что работа с пациентами — это всегда творческий процесс; что здесь невозможно работать по шаблону, использовать скрипты. Наша задача — помочь человеку собрать свой собственный, уникальный пазл, состоящий из множества деталей и совершенно не похожий на пазл другого человека».
Самое главное, что я вынесла для себя из курса, это то, что в другом человеке всегда нужно видеть Человека, за спиной у которого — целая жизнь, наполненная разного рода событиями и обстоятельствами, сформировавшими его, — говорит слушательница Наталья Молингер. — Мне кажется, это основной посыл, который звучит от Андрея Владимировича и от всех других преподавателей на этой программе.
А еще, говорят студенты, этот курс, как и в целом учеба на МП, дает им много эмоциональной поддержки.
«Для меня учеба на программе оказалась очень терапевтичной, — пишет Наталья Молингер. — Я пришла сюда с внутренним запросом “вернуться к себе настоящей”. И программа действительно помогает лучше узнать, понять и поверить в себя. Я очень рада, что оказалась на этом пути!».
«Как говорит нам Андрей Владимирович, всё только начинается. И я уверена, что впереди нас ждет еще много интересного, неизведанного, глубокого и волшебного, — добавляет Анастасия Попова. — Спасибо АВ за создание нашей программы и за возможность открыть для себя абсолютно другой фантастический мир!».
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.