• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Научиться понимать, что происходит

«Это один из самых значимых курсов в изучении психоаналитической психотерапии. Он полезен как для профессионалов, так и для начинающих специалистов», — пишет выпускница МП, психоаналитический психотерапевт Алсу Коронис в эссе об авторском курсе нашего преподавателя, супервизора, психоаналитика Маргариты Леонидовны Евсеевой «Психоаналитическая психотерапия пациентов с разным уровнем психического функционирования». 
Это один из самых популярных курсов нашей программы, на нем слушатели учатся работать со сложными клиентами. И не только с ними, но и со своими чувствами, которые неизбежно возникают в процессе психотерапевтической работы с пациентами. Подробнее об этих занятиях рассказываем в новом выпуске рубрики «Репрезентация программы».

Научиться понимать, что происходит

МП "Психоанализ и психоаналитическая психотерапия", 2024

Понятно о сложном

 

Курс Маргариты Леонидовны помогает магистрантам разобраться в особенностях работы с пациентами с разным уровнем психического функционирования. 

«Маргарита Леонидовна дает полное и подробное описание структур личности: пограничной, невротической, психотической. Преподаватель объясняет “на пальцах”, как работать с каждой структурой, — рассказывает Алсу Коронис. — Диагностика необходима для подбора подходящей техники лечения. Если структура пациента определена неверно, тогда лечение будет вредить, а не помогать».

«Психоаналитики сходятся во мнении: многие пациенты — это люди с пограничным уровнем функционирования психики. На своем курсе Маргарита Леонидовна отводит работе с такими пациентами большую часть времени, акцентируя внимание на формировании переноса, атаках на кадр и отыгрываниях», — пишет в эссе выпускница МП, психоаналитический психотерапевт Дарья Козачок.

Наша коллега приводит одну из цитат Маргариты Леонидовны: «Самое первертное, что может проделывать терапевт в своей работе, — это не понимать, что он делает, но продолжать делать». 

«К середине второго курса, имея опыт работы с пограничными пациентами, я поняла, что самое важное в терапевтическом процессе — это понимание происходящего, — размышляет Дарья. — Это своеобразный ответ терапевта на вопрос, адресованный себе же: что сейчас происходит с пациентом? Что разыгрывается между нами? И как всё это соотносится с той точкой процесса лечения, в которой находится пациент?».

Курс Маргариты Леонидовны — практико-ориентированный. На ее занятиях слушатели не только погружаются в теорию, но и закрепляют ее на практике. 

«Наш преподаватель приводит примеры практических случаев работы с пациентами. Это помогает лучше понять теоретический материал, — отмечает Алсу Коронис. — Кроме того, на занятиях мы разбираем кейсы пациентов нашего Центра психоаналитической психотерапии, с которыми работают студенты» (именно поэтому курс не записывается. — Прим. ред.). 

В этом семестре мне опять посчастливилось представлять случай на учебной супервизии, и Маргарита Леонидовна снова помогла мне и всей группе на примере случая моего пациента наглядно увидеть развитие переноса и действие проективной идентификации, когда пациент, находясь в расщеплении, “вбрасывает” в психику терапевта свои отщепленные чувства и переживания», — рассказывает Дарья Козачок.

«Слепые пятна»

 

На своих лекциях Маргарита Леонидовна много внимания уделяет разговору о том, с какими сложными чувствами сталкивается психоаналитик или терапевт в работе и как справляться с ними. Одно из таких чувств — зависть, которая по разным причинам может возникать у пациента по отношению к аналитику. Но бывает и так, что зависть испытывает не только пациент, но и аналитик к анализанту. 

«Например, аналитик может почувствовать зависть к пациенту, когда тот достигает значительных личностных изменений или преодолевает свои проблемы, — продолжает Лидия Гонцова. — Или когда пациент обладает чем-то важным для него. Тем, в чём терапевту не удалось состояться. И тогда аналитик в процессе общения может непроизвольно выйти из позиции нейтральности и попытаться занять позицию превосходства, отыграть это на пациенте». 

Часто осознание психотерапевтом мысли о том, что он завидует пациенту, может вызвать у него чувство вины и несостоятельности. Но Маргарита Леонидовна говорит своим студентам о том, что это — нормальное человеческое чувство, и оно не свидетельствует о некомпетентности специалиста. 

«Иногда идентификация с пациентом помогает нам увидеть “слепое пятно” в нас самих,  — добавляет Лидия. — Поэтому аналитику важно иметь собственного психоаналитика или консультанта, с которым можно разобраться в значении этих эмоций. Осознание собственных чувств, включая зависть, —  это важная часть профессионального опыта». 

«Невероятно интересный курс! — говорит выпускница МП, психоаналитический психотерапевт Юлия Манелис. —  Один из тех, на который я точно буду ходить после окончания программы».