• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Эдип не пройден, или "Почему женщины убивают"

В 2019 году увидел свет первый сезон сериала-антологии «Почему женщины убивают» от Марка Черри — создателя другой не менее культовой кинокартины «Отчаянные домохозяйки». Главные герои сериала — три семейные пары — живут в разные эпохи. Их объединяет, во-первых, тема измены; во-вторых, локация — особняк в городе Пасадене (Калифорния). Выпускник нашей программы, психоаналитически ориентированный психолог Денис Лямин в своей статье «Недостижимый Эдип в сериале “Почему женщины убивают”» проанализировал конфликты кинокартины и пришел к выводу, что многие из них имеют эдипальную причину.

Кадр из сериала "Почему женщины убивают"

Кадр из сериала "Почему женщины убивают"

Имя Эдипа

 

Имя Эдипа, убившего отца и женившегося на матери, стало нарицательным. Именем этого персонажа древнегреческой мифологии Зигмунд Фрейд назвал важнейший этап психосексуального развития, который основан на бессознательном инфантильном эротическом желании ребенка, направленном на родителя противоположного ему пола, и одновременном стремлении устранить соперника — родителя своего пола.

«Фрейд считал, что эдипов комплекс протекает в возрасте между тремя и пятью годами. Затем он переходит в латентную стадию и затухает. В  подростковом возрасте происходит реактивизация эдипова комплекса, которая должна завершиться выбором сексуального объекта — противоположного или своего пола, — пишет Денис Лямин. — На примере историй конфликтов героев сериала проверим универсальность концепции эдипова комплекса как причины различных психопатологий в их проявлениях в повседневной жизни».

Страх кастрации за инцест

 

События первых серий киноленты разворачиваются в 1963 году, когда в особняке города Пасадена поселяется супружеская пара — Роберт и Бет-Энн Стентон. Роб — топ-менеджер небольшой аэрокосмической компании, Бет-Энн — домохозяйка, заботливая и внимательная. Они начали встречаться еще в старшей школе. Когда-то у супругов была дочь Эмили, но она трагически погибла до переезда в новый дом. 

«В целом, такие отношения соответствуют социальной модели того периода: жена —домохозяйка, первый и единственный сексуальный опыт с мужем. Но даже полное соответствие социальным шаблонам поведения не отменяет наличия лежащих в основе этого соответствия фиксаций, — размышляет Денис Лямин. — Бет-Энн в описании Роба очень заботливая, но не красивая и соблазнительная. Роб не видит в ней женщину как объект сексуального желания. Он видит в ней заботливую и ухаживающую женщину — по сути, образ матери». 

Однажды Бет-Энн узнает, что ее муж закрутил роман с молодой официанткой. Поначалу женщина категорически отказывается верить в то, что супруг может ей изменять. 

«На какой-то период времени Бет-Энн регрессирует до состояния ребенка доэдипального возраста. Она полностью отрицает реальность, отрицает возможность развития событий другим образом, кроме единственно допустимой для нее модели, в которой она — жена Роба, а он — ее муж. В этот момент можно предположить, что отношение Бет-Энн к Робу носит не любовный и партнерский, а симбиотический характер. Поэтому даже намек на возможность прерывания таких отношений крайне травматичен для нее, вызывает сильнейший регресс», — считает наш коллега.  

Позднее Бет-Энн все же знакомится с любовницей мужа и даже принимает ее предложение дружить со словами: «Ты такая милая девочка».  

«В этом эпизоде отношение Бет-Энн к Эйприл выглядит так, как будто это ее повзрослевшая дочь. Возможно, это следствие того, что Бет-Энн так и не отгоревала смерть дочери, и ее либидо переключилось на неожиданно появившийся подходящий объект, но, на самом деле, на проекцию образа дочери».

Денис Лямин предполагает, что ни Роб, ни Бет-Энн не смогли преодолеть эдипов комплекс в части перехода к триадическим объектным отношениям, оставшись в стадии диадической модели отношений. После рождения у супругов дочери им не удалось сохранить отношения в получившейся триаде. Бет-Энн не смогла выйти из состояния слияния с ребенком и как будто оттолкнула мужа за пределы их новой диады с дочерью. 

Роб, видевший в Бет-Энн и до рождения ребенка образ своей заботящейся матери, после появления на свет дочери больше не смог воспринимать жену как объект сексуального влечения. Не исключено, что у него мог появиться бессознательный страх кастрации за инцест. Поэтому Бет-Энн становится просто матерью, а сексуальные отношения Роб теперь может иметь только с другими женщинами. Совместить в одной женщине материнский объект и объект влечения для него невозможно.

Подчиненные чужой воле

 

Отчасти поэтому терпит фиаско попытка Бет-Энн оживить сексуальные отношения с Робом. Но причина не только в этом, но и в том, что у женщины отсутствует взрослая сексуальность как таковая. 

«Она остается ребенком, который как будто соблазнен взрослым (ее мужем) и поэтому вынужден подчиниться чужой воле — иметь свои сексуальные желания “ребенку” запрещено, — пишет автор статьи. — Из другого эпизода мы узнаем, что Бет-Энн после замужества оставила и профессиональное увлечение игрой на пианино, то есть для Бет-Энн возможно иметь только желания, соответствующие установкам родителей. В данном случае — родительской фигуры в лице Роба. Хотеть и делать можно только то, что одобряется родителями, то, за что можно получить их любовь. Понимание своих желаний у нее, скорее всего, не сформировалось. Ее Суперэго было сформировано как наказывающее и ограничивающее. Поддержки она не получала». 

Лишен собственных желаний и Роб. Он усвоил правила и требования родителей, его Суперэго несет в себе соответствие социальным стандартам: много работать, карабкаться по карьерной лестнице, много зарабатывать. Иметь желания и хотеть удовольствий запрещено.

«Инвестирование прекрасного трупа»

 

Внутренний конфликт Бет-Энн нарастает, она охвачена страхом из-за возможного разрыва отношений с мужем. Женщина отговаривает Эйприл от аборта, предлагает ей свою помощь в уходе за ребенком. Позже в разговоре с соседкой Бет-Энн озвучивает свою мечту: она хочет уговорить любовницу мужа отдать ей малыша, они с Робом усыновят его, и у них снова будет ребенок. 

«Здесь очень отчетливо показаны травма потери дочери и непроделанная работа горя, поддержание в психике образа уже мертвой дочери, — убежден Денис Лямин. — Можно даже сказать, что Бет-Энн поддерживала галлюцинацию о том, что Эйприл — ее дочь. Это было “инвестирование прекрасного трупа”, отнимавшее огромное количество психической энергии». 

Затем, по ходу развития сюжета, выясняется, что дочь Стентонов погибла из-за трагической случайности, вызванной тем, что Роб привел в дом одну из своих любовниц. Однако он убедил Бет-Энн в том, что это именно она не закрыла калитку, из-за чего их маленькая дочь выбежала на дорогу и попала под машину. 

«Когда Бет-Энн узнает правду, она, по всей видимости, испытывает аффект такой интенсивности, что попадает в психотический срыв: покупает пистолет и придумывает план, как физически устранить Роба. Он больше — не опорный и заботящийся объект, он превращен во вторгающийся и разрушающий объект».

После смерти Роба Бет-Энн живет с любовницей мужа и ее дочерью, она берет на себя все заботы о девочке. Дочь Эйприл стала для нее замещающим ребенком, как Бет-Энн и мечтала. Эйприл, возможно, стала ее нарциссическим продолжением, реализовав давние мечты стать артисткой. 

«Здесь вроде бы сформировалась триангулярность (в ролевом смысле), но, на самом деле, это странный набор перекрестных идентификаций: Бет-Энн идентифицирует себя с матерью и для Эйприл, и для ее дочери. А для Эйприл Бет-Энн стала комбинированной родительской фигурой — поддерживающим и заботящимся отцом и принимающей матерью, — резюмирует Денис Лямин. — Нет принятия разницы полов. Мужчины вообще исключены из отношений. Один из важнейших результатов прохождения Эдипа не достигнут».

Частичный функциональный объект

 

По мнению нашего коллеги, драматическая ситуация в этой паре возникла именно из-за незрелости обоих супругов. Роб не мог быть участником триангулярных отношений «мать — ребенок — отец», и поэтому у него появились любовницы. Бет-Энн тоже была не способна выдержать триангулярность и поэтому после рождения дочери оттолкнула мужа как любовника, отправив его на поиски замещающих объектов. 

Подобные конфликты, за которыми стоят невозможность совмещать в одной женщине материнский и сексуальный образ, невозможность в целом иметь зрелые сексуальные отношения, проецирование на партнеров образов матери, отца; наш коллега видит и в историях других героев сериала. 

«Можно предположить, что в детстве у большинства персонажей отсутствовала истинная эдипальная пара, поэтому у них нет идентификации с образами любящих друг друга матерей и отцов, — резюмирует Денис Лямин. — По этой причине во всех парах есть элементы отношения к партнеру — неважно, к мужчине или к женщине — как к частичному функциональному объекту, который должен заботиться, но который не воспринимается как целостный». 

___________________________________

Статью целиком можно почитать в нашем «Журнале клинического и прикладного психоанализа». 

https://psychoanalysis-journal.hse.ru/article/view/21211/18464

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.