"Невероятно живые, свободные, энергичные"
Ровно через неделю на нашей программе стартует новый учебный год. Для слушателей первого курса он начнется традиционно: встречей-знакомством с пространством программы, в которое коллег будут погружать руководитель МП Андрей Владимирович Россохин и директор программы Екатерина Фёдорова. За парты — настоящие и виртуальные — сядут 307 студентов. 221 человек из них будет учиться в гибридном формате, 86 — полностью онлайн. Кто они, наши первокурсники? С какими ожиданиями и запросами пришли учиться на программу? Что стало решающим критерием для зачисления на программу? Эти и другие вопросы мы задали Екатерине Фёдоровой. Она познакомилась с нашими новыми коллегами несколько месяцев назад, когда они были еще абитуриентами. С каждым из них директор МП провела личное собеседование (всего их было более 400). И, говорит она, уже на этом этапе у нее сложилось ощущение, что курс будет живым, активным, интересным!
«Поскорее бы начать учиться!»
«С нетерпением жду старта учебы!», «Поскорее бы начать учиться!», «Очень жду встречи с новыми однокурсникам и будущими коллегами!», «Так хочется поскорее приступить к учебе и начать активно применять новые знания и навыки!».
Такие сообщения слушатели первого курса стали присылать нам еще в августе. Чувствовалось, что им хочется как можно скорее познакомиться друг с другом и начать общаться. Поскольку учебные чаты на тот момент еще не были запущены, самые нетерпеливые делали это прямо в комментариях под публикациями в наших каналах.
«В этом году действительно собралась невероятно активная, бурлящая, заинтересованная группа первокурсников. Они живые, энергичные, свободные, — говорит директор программы Екатерина Фёдорова. — Я почувствовала это еще на старте набора. В этом году он впервые открылся не после майских праздников, как раньше, а в апреле. Некоторые ребята (в основном, из листа ожидания прошлого года или прошлых лет) воспользовались этим и, не дожидаясь Дня открытых дверей, подали заявки на обучение. Когда встретилась с ними на ДОДе и увидела их горящие глаза, подумала: “Какая интересная, живая группа собирается”. К нам каждый год приходят учиться классные ребята. Но в этот раз я почувствовала какое-то особенно бурление — точно“наши люди”! Это ощущение усилилось, когда я проводила с будущими первокурсниками собеседования, и когда утром 10-го сентября отправила им традиционные письма с приглашением вступить в нашу официальную учебную группу в Telegram. Не прошло и двух минут, как уже начали поступать заявки на вступление. Люди стали активно подключаться, знакомиться, приветствовать и поздравлять друг друга с поступлением на МП. Есть четкое ощущение, будто я уже давно знакома с каждым из них, и ребята давно находятся в пространстве — настолько легкое, открытое, честное и откровенное общение и взаимодействие сложилось и складывается с первых же “нот”».
Осознанный выбор
Средний возраст наших слушателей остается стабильным — 35-40 лет. Выпускники бакалавриата (их на программе нежно и любя называют «малышами») тоже есть, но их не так много. По словам студентов, они будто достали счастливый билетик, ведь нетворкинг — мощный инструмент, находиться в кругу утвердившихся в своих текущих профессиях специалистов из разных сфер — чудесный бонус.
Наши магистранты живут в разных городах России: в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Краснодаре, Перми, Самаре, Саратове, Сочи, Тюмени, Томске, Уфе, Хабаровске, Челябинске… Есть первокурсники из США, Канады, Бразилии, Израиля, Грузии; стран СНГ и Европы (Великобритания, Болгария, Германия, Испания, Кипр, Турция, Эстония, Шотландия).
Примерно 50% первокурсников имеют психологический или околопсихологический бэкграунд. Половина группы никак не связана со сферой психологии профессионально. Но всё больше магистрантов, которые находятся в личной терапии или анализе, причем у некоторых этот опыт достаточно продолжительный. То есть люди выбирают программу не спонтанно, а достаточно осознанно.
«К нам традиционно приходит учиться много журналистов, юристов, финансистов, лингвистов, филологов, педагогов, врачей, социологов и людей из творческих профессий, — рассказывает Екатерина Фёдорова. — Растет интерес к программе со стороны представителей инженерно-технической и IT-сфер (возможно, тема искусственного интеллекта сегодня захватывает умы, но не души).
В этом году стало ощутимо больше хореографов, танцоров, балетмейстеров. По-прежнему много психологов, практикующих в разных модальностях: юнгианских аналитиков, гештальт-терапевтов, а также клинических, детских психологов.
Большинство магистрантов идут на программу за новой профессией. Практикующие психологи стремятся получить прочную опору в виде психоанализа как фундамента и почвы глубинной психологии, чтобы больше погрузиться профессию, расширить практику. Есть те, кто приходит учиться, чтобы привнести что-то новое в свою текущую профессиональную деятельность. Также среди поступающих традиционно есть те, кто приходит за личной трансформацией, поиском смыслов, возможностью узнать себя, открыть свой внутренний мир.
Опыт предыдущих лет показывает, что в процессе обучения, неизбежной трансформации, меняется в том числе и мотивация, и студенты, которые изначально пришли учиться “для себя”, начинают практиковать, причем достаточно успешно».
Ключевыми критериями для зачисления на программу, как и прежде, были интерес к себе, своему внутреннему миру, миру Других (с большой буквы), мотивация обучаться именно психоанализу и психоаналитическому методу на нашей программе.
«Среди абитуриентов были те, кто, с одной стороны, загорелся желанием стать психологом, но на момент поступления еще не очень хорошо понимал, осознанный это выбор или сиюминутный, эмоциональный порыв, — продолжает Екатерина Федорова. — Также были колебания вокруг метода, в котором им хотелось бы работать. Точно ли именно психоанализ им интересен? Готовы ли они заныривать, что говорится, в недры глубинной психологии, где неизбежно придется столкнуться в том числе с собой?
В процессе собеседования становилось очевидно, что абитуриентам нужно дать себе время и пространство, чтобы еще раз всё взвесить, обдумать — и или прийти к нам в следующем году, укрепившись в своей мотивации, или осознать, что это было мимолетное желание. Ибо, вступая в пространство психоаналитической психотерапии, психологии, нужно понимать, что это, как правило, дорога развития и профессионализации длиною в жизнь. Зачастую через год часть ребят возвращается с уже четким пониманием и готовностью погружаться в психоанализ».
«Всё будет хорошо!»
Сейчас слушатели первого курса знакомятся с учебным расписанием, навигатором по пространству программы — это большой, важный документ, в котором мы подробно рассказываем о наших ценностях, миссии, традициях, кадре, курсах двухлетнего обучения.
Еще до начала учебного года группа познакомится со старостой и ее замами (да-да, в нашей большой учебной семье будет не одна/один староста). Занять эту героическую роль уже вызвалось более 20 человек, с которыми мы вот-вот встретимся, проговорим ключевые организационные моменты. А старосты второго курса, по традиции, поделятся с кандидатами своим опытом, раскроют интересные лайфхаки, которые помогут первокурсникам организовать обучение и жизнь в группе максимально комфортно.
А еще ребятам предстоит выполнить первую «домашку» к семинару одного из любимых преподавателей всех времен и народов МП Виталины Олеговны Чибис, который состоится уже на следующий день после встречи-знакомства, в пятницу, 27 сентября.
«Учебный год обещает быть насыщенным. У нас появились новые курсы, супервизоры, интервизоры, преподаватели, в том числе иностранные. Будем пробовать новые необычные форматы. Появятся супервизии британского психоаналитика Дональда Кэмпбелла. Планируются учебные супервизии Андрея Владимировича Россохина и Виталины Олеговны Чибис. Это иной, новый формат больших открытых учебных супервизий с мэтрами психоанализа.
Ну и, конечно же, впереди первокурсников ждет “главное событие года” — Посвящение в психоаналитические психотерапевты, которое состоится 14 декабря. Это невероятное, насыщенное разными красками, эмоциями творческое мероприятие, с нашим психоаналитическим юмором — такое пространство “выгула бессознательного”. Праздник, по традиции, готовят второкурсники — именно они будут посвящать младших сиблингов. Уже сейчас ребята вовсю “шуршат”, придумывают концепцию, идеи, сценарий. Думаю, первый курс обязательно включат в процесс подготовки и репетиций, не раскрывая при этом завесы сюрприза.
Уже в октябре состоятся семинары наших любимых зарубежных преподавателей — Рене Руссийона и Вассилиса Капсамбелиса. В ноябре пройдет мастер-класс аргентинского психоаналитика Фернандо Уррибарри, он расскажет о ключевых концепциях и теориях Андре Грина. Завершит первый семестр практический семинар французского аналитика Кристин Мас — на довольно непростую и актуальную тему по работе со случаями с аутистическими нарушениями и тяжелыми психическими расстройствами.
Кстати, присоединиться к этим семинарам может любой желающий, включая тех, кто по тем или иным причинам в этом году не поступил на программу и попал в лист ожидания (сейчас в нем находится около 150 человек). Помимо того, что вы получите ценные знания, вы сможете еще и соприкоснуться с нашим пространством, прочувствовать его особенную атмосферу. И я, конечно, буду рада видеть ребят из листа ожидания среди наших слушателей в следующем учебном году! Приоритет за ними остается. Главное — вовремя подать документы. Сделать это лучше в апреле, мае, июне.
Всех коллег поздравляю со стартом нового учебного года. Три вещи гарантирую совершенно точно: удовольствие, трансформации, и то, что всё будет хорошо!».