• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Понять свое тело — понять себя

Для психоанализа тело и все ассоциации, связанные с ним, очень важны. Именно Фрейд впервые объяснил, что психика формируется из ранних телесных ощущений. Потому многие травмы и дефициты детства находят для себя «язык тела», когда невозможно сказать о них словами (к примеру, травмы довербального периода). 
Как же получается, что при такой важности у нас иногда формируются сложные отношения со своим собственным телом — единство тела и психики нарушается, и тело становится требовательным или безропотным «партнером», «экраном», «скафандром» или «бренной оболочкой»? Об этом в своей новой авторской колонке размышляет наш преподаватель, психоаналитический психотерапевт Мария Чершинцева. 

«Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», 1944.

«Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», 1944.
Сальвадор Дали

Психика рождается в теле

Влечения, влияющие на всю нашу жизнь, рождаются именно в теле — из первых восприятий и реакций на внешние и внутренние раздражители. Ощущения «тепло» или «холодно», чувство голода или сытости, первые прикосновения матери (приятные или неприятные) формируют базовый принцип нашей психики: способность различать удовольствие и неудовольствие. 

Позже из этого опыта сформируется глубинное понимание, что «хорошо», а что «плохо» в индивидуальном смысле слова — внутренняя опора и субъективная уверенность в  собственных ощущениях и чувствах. 

Первая граница Я — телесная. Это кожа, «живая оболочка». Если психически она сформирована крепкой, но гибкой и чувствительной, мы обладаем во взрослой жизни и уверенностью в своих психических границах, и особой «тактильной» интуицией («я кожей чувствую, что в этой ситуации/с этим человеком что-то не так»), и способностью получать физическое удовольствие от прикосновений. 

Если нет, то «тонкая кожа» символизирует нашу ранимость, слабость и невозможность чувствовать себя в безопасности, а «толстая кожа» — нашу бесчувственность, «броню» характера. 

Между Я и телом

 

Конечно, конфликта с телом нет в том случае, если на первом этапе рождения психики в теле нет избыточных фрустраций, то есть если первый телесный контакт с матерью достаточно приятен, естественен и непротиворечив, или если в младенчестве не было непереносимой боли, то есть травмы. 

Дело так обстоит далеко не всегда, и в противном случае возникает парадоксальное непонимание собственного тела, разлад или даже диссоциация с телесными ощущениями. Именно тогда можно сказать, что у нас с телом есть какие-то «особые отношения», как если бы Я и тело существовали отдельно друг от друга, в некоем сложном симбиозе. 

Тело может «мучать» наше Я, желая что-то, или отказываясь помимо нашей воли (к примеру, так можно описать отношения с телом при РПП), может «требовать» чего-то (компульсивная сексуальность или химические аддикции связаны во многом с физической тягой), брать на себя психическую нагрузку и страдать от этого через соматические симптомы (психосоматика, или в некоторых случаях, «психоз тела» — болезни, провоцирующие глубокую физическую и психическую дезорганизацию, ведущие к смерти). Кожа — первая граница — может страдать от тех или иных поражений: быть постоянно нарушенной и в соматическом, и в психическом смысле слова. 

Нежность матери и телесное удовольствие

Отношения матери и младенца телесны, и потому зачастую наше отношение к телу во взрослом возрасте хранит следы этой первой интеракции — не в памяти, а в теле и непосредственно повторяя («как мать налаживала телесный контакт, так и я теперь отношусь к своему телу»). 

На этапе самого первого знакомства со своими телесными ощущениями мы находим и первое удовольствие от этого (сосание пальца, ощупывание, изучение собственного тела). Важно, чтобы контакт и матери с младенцем, и младенца с самим собой происходил максимально естественно, чтобы в нем находилось удовольствие и радость от открытия чего-то нового. 

В противном случае знание собственного тела и понимание своих ощущений может уйти в слепую зону, в которой без ответа останутся вопросы: «голоден ли я», «устал ли я», «чего я хочу» и т. д. — не только в младенческом, но и во взрослом возрасте. 

Бывает, что собственное тело можно «открыть» лишь в зрелой сексуальности, когда вместо матери другой (партнер) помогает сделать это, даря любовь не только эмоционально, но и физически. Но даже в этом случае нужно иметь хоть какой-то собственный опыт любви к телу, чтобы принять любовь другого.

Схема тела

 

В процессе детского развития постепенно формируются схема и образ тела. Со схемой всё довольно просто: это ясные представления о том, какая часть тела для чего нам нужна. Схема тела напоминает анатомический атлас в нашем психическом представлении о теле. 

Важно, чтобы в этом «атласе» не было «пропущенных страниц», поскольку именно на нарушенной схеме тела базируется, к примеру, дисморфофобическое расстройство (обеспокоенность «неправильностью» собственного тела). Создать верную схему тела нам помогают родители и воспитатели, объясняя, как устроено тело и почему.

Образ тела

Образ тела — более сложное психическое понятие. Это наше представление о своем внешнем виде и теле. Именно на образ тела мы опираемся, стараясь похудеть или поправиться до «своего веса». Образ тела мы представляем себе, когда, проявляя чудеса воли, тренируемся в зале до «хорошей формы». Этот же образ мы хотим увидеть на своих «удачных фото». 

Образ тела базируется не на функциональности тела, а на, психоаналитически говоря, распределении либидо в теле. Изначально тело инвестируется материнской любовью (ее либидо). Затем мы можем любить свое тело самостоятельно (направлять либидо аутоэротически и нарциссически) и позволять делать это другим (любить нас сексуально). 

Если либидо равномерно распределено в теле, образ будет субъективно гармоничным. Если же нет, мы можем инвестировать какую-то одну часть тела, а контринвестировать другую («грудь у меня красивая, но ноги кривые») — также абсолютно субъективно. То есть воспринимать образ тела не целостно, а с брешами и изъянами в «оболочке либидо». 

На то обязательно должны быть причины, связанные либо с телесными ассоциациями («ноги от папы достались» — часть тела символизирует многое в отношениях с отцом), либо с травматическими следами (чьи-то обидные слова о внешности, «запечатлевшиеся» в образе тела навсегда).  

Есть разница между «отношением к телу» и «отношениям с телом». В первом случае речь об инвестициях либидо (любви к себе) и об образе тела, который хочется сохранять и поддерживать. Во втором случае между Я и телом есть какая-то дистанция. Так или иначе, эта дистанция возникает из травмы (скорее всего, ранней, когда тело еще было равно психике, и последняя не могла выйти за его пределы). 

На дистанции с Я тело начинает «говорить» симптомами: головная боль вместо ощущения усталости или злости, аллергия вместо удерживания психических границ, диарея вместо сознательного решения делать или не делать что-то; «паническая атака» вместо словесного объяснения самому себе, «что со мной происходит» и «что я сейчас чувствую» и т. д. 

Язык симптомов — «невроз тела», нуждающийся в «переводе» с соматического на психический, если он возможен. Если дистанция по какой-то причине возникла, то сократить ее, навести мосты и выстроить диалог — не симптомов, а слов — поможет терапевт, который, так же как мать, покажет, как создать связи там, где они не сформировались или были прерваны травмой. 

Психика рождается в теле, и потому контакт с телом и точное понимание телесных ощущений важны настолько же, насколько нам вообще важно наше психическое здоровье.