• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оплакать детство

В 2019 году компания Netflix выпустила сериал «Sex Education» («Половое воспитание»). История о подростках-старшеклассниках из небольшого британского городка Мурдейл произвела фурор, в общей сложности сериал набрал более 40 млн. просмотров. Слушательница нашей программы Анастасия Вертелицкая в своем эссе, которое она написала в рамках курса Полины Андреевны Аузан «Психоаналитический подход в работе с детьми и подростками», исследует поведение героев сериала с точки зрения психоанализа. В нашей новой статье публикуем основные тезисы этой работы.

Протест Сверх-Я

«В своем эссе я хотела бы поднять тему сексуальности и агрессии в подростковом возрасте через персонажей нашумевшего сериала “Половое воспитание”, — пишет Анастасия Вертелицкая. — С психоаналитической точки зрения одна из основных причин возникновения проблем в этот период — это, безусловно, влияние родителей, их взаимоотношений, социума, но также и бессознательное чувство вины, которое возникает из-за протеста Сверх-Я. Согласно теории Фрейда, Сверх-Я — это часть личности, которая контролирует поведение и подавляет сексуальные желания, считая их неприемлемыми. Таким образом, ребенок может испытывать внутреннее противоречие между своими желаниями и требованиями своего Сверх-Я, что может впоследствии привести к чувству вины и агрессивному поведению». 

Известно, что Фрейд выделял пять стадий психосексуального развития: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Каждая из них связана с определенными сексуальными желаниями и конфликтами, которые необходимо преодолеть для перехода на следующий этап развития. В противном случае возможен регресс, который приводит к проблемам в психическом и сексуальном развитии человека.

Конфликты взросления

Героям сериала «Половое воспитание» — по 15-16 лет. Это тот период, когда взрослеющие дети впервые влюбляются, когда у них возникает потребность в дружбе и понимании, когда формируются постоянные отношения с коллективом. Этому возрасту также характерна дисгармония эмоций и тела. Подростки находятся во власти физиологических, сексуальных и остродраматических изменений, которые становятся причиной кризиса юношеского периода. При этом сам подросток часто может не осознавать природу своих проблем и конфликтов. 

«Индивидуальность стремится соответствовать своей половой роли на данном этапе жизни, и подросток не исключение. Для этого существует ряд маркеров — таких, как успех в спорте, творчестве, интеллектуальном развитии, а также определенный уровень отношений с родными и сверстниками противоположного пола, — размышляет автор эссе. — В сериале “Половое воспитание” мы можем наблюдать это на примере героя Джексона Марчетти. Он пользуется большой популярностью в школе: хорошо успевающий ученик, спортсмен и красавец. Но в погоне за признанием он вынужден игнорировать свои собственные интересы. Внешний успех не дает Джексону ощущения внутренней гармонии». 

Создатели сериала поднимают такие проблемы, как социальная стратификация и социальная иерархия, гендерная идентификация, буллинг, нарушение личных границ, подростковая беременность. Одно из самых частых явлений, характерных для подросткового периода, — ощущение внутреннего дискомфорта и неудовлетворенности собой.  На этом этапе дети особенно нуждаются в том, чтобы рядом был человек, который выслушает их и даст хороший совет. 

«В этой ситуации Мейв Уайли — школьница, которой срочно нужны деньги, — решает организовать подпольные сеансы психотерапии. Чтобы всё выглядело как можно более профессионально, Мейв привлекает к делу Отиса — стеснительного школьника, сына профессионального сексолога Джин Милберн, — пишет Анастасия Вертелицкая. — Отис начинает проводить психотерапевтические сеансы, подражая манере и методам своей матери. Постепенно он понимает, что ему нравится помогать людям. Таким образом, ощущение внутреннего дискомфорта и потребность в помощи приводят к внедрению психотерапии в качестве сюжетной доминанты и сквозного мотива в жизни героев». 

В попытке помочь своим сверстникам Отис совершает много ошибок, его «терапия» не всегда проходит успешно. Но, несмотря на это, именно он становится той значимой поддерживающей фигурой, которая так нужна подросткам. Умение выслушать и не осудить, сохранить тайну сложного периода взросления помогают Отису стать тем психическим контейнером, которого очень не хватает школьникам.

Уже не дети, но еще не взрослые

«На первый взгляд, сериал “Половое воспитание” — слишком откровенный и в чем-то, возможно, эгоцентричный, но в нем раскрывается облик подростка, переживающего непростой для себя период, — продолжает наша коллега. — Уже не дети, но еще и не взрослые, персонажи сериала предстают перед нами одновременно и агрессивными, и беззащитными. Вошедшее в поговорку выражение “прощание с детством” для некоторых авторов приобрело такое большое значение, что они считают подростковый период “прототипом процесса оплакивания”».

Печаль и скорбь по поводу собственного тела, которое раньше ощущалось как гармоничное; усиленные пубертатом кастрационные страхи,  противоречие между высокими абстрактными способностями и малой возможностью воплотить их в реальной жизни могут вызвать у подростков легкие психозоподобные состояния отчуждения, считает Анастасия Вертелицкая. В таком случае у подростка с его склонностью чувствовать себя крайне дезинтегрированным, могут одновременно развиться предпосылки к осознанию своего психотического ядра.

В поисках собственной идентичности подросток пытается найти свое место в социуме, что незаметно отдаляет его от семьи. Его самость определяется как отсутствие сходства с родительскими фигурами: «я не такой, как они». Расщепление собственного «Я» приводит к эмоциональной нестабильности.  

Противоправное поведение, характерное для этого возраста, направлено на ослабление давления агрессивных и сексуальных импульсов. А общая уверенность, характерная для предыдущего этапа развития, растворяется и превращается в неопределенность и путаницу между хорошим и плохим, взрослым и детским, мужским и женским. «Частично еще ребенок, но уже в теле взрослого» — так ощущает себя подросток на этапе своего становления.

«Он проходит сепарацию, индивидуацию, самостоятельно справляется с проблемами взрослого мира. Совершает свои первые ошибки, находится в поисках ответов. Он нуждается в понимании и поддержке, — резюмирует наша коллега. — Проживание сложных периодов, отсутствие психического контейнера, поддерживающей стабильной фигуры в качестве психической опоры и горевание по детству, в которое уже нельзя вернуться, — всё это ярко отображает развитие подростка в любом обществе. И сериал — это лишь маленький эпизод происходящего в нашей реальной жизни».

***

Если вы тоже хотите научиться исследовать фильмы, картины, художественные произведения с позиции психоанализа, приходите учиться на нашу программу! Познакомиться с ней, задать вопросы о поступлении и обучении, пообщаться с преподавателями, слушателями и выпускниками можно будет в субботу, 13 апреля, на Дне открытых дверей нашей МП. Участие очное и в формате онлайн. Подробности и регистрация — у нас на сайте. До встречи!