• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дом как отражение бессознательного

Каким образом бессознательное проявляется в интерьере наших жилищ? О чем, например, может говорить спальня, дизайн которой выполнен в ярких, кричащих тонах? С чем связана тяга многих людей к просторным помещениям с большими окнами и высокими потолками? Почему мы стремимся к тому, чтобы основное место в доме занимали натуральные материалы и оттенки? Что такое «выделительно-анальный» интерьер?Это лишь часть вопросов, над которыми размышляет в своем исследовании «Психоанализ и интерьер» выпускница нашей программы — психоаналитически-ориентированный психотерапевт, интерьерный журналист Александра Калдина. Сегодня в рубрике «Прикладной психоанализ» знакомим вас с некоторыми тезисами этой работы.

Pack, Edra
Франческо Бинфаре

Зачем это исследовать?

Мы наполняем свое жилище множеством деталей, которые всегда отражают нас самих в настоящем, прошлом и будущем. Дом — это своего рода Идеал-Я, человек устраивает его так, как хотел бы устроить сам себя. Это будет выражаться абсолютно во всем — в размерах жилища, его планировке, оформлении комнат, мебели и декоре. И это всегда имеет отношение к тому, что происходит в нашем бессознательном.

Метафорический язык жилища и его интерьера не только может и должен подвергаться своей специфической интерпретации, но и способен значительно помочь психоаналитику в работе с пациентом, создавая дополнительное поле для исследования бессознательного человека, — считает Александра. — Возможно, аналитик, слушая рассказы пациента о его жилище, может сделать выводы о его детстве и самом раннем опыте, о его душевных переживаниях.

Аналитик не может прийти к анализанту домой, но пациенты довольно часто рассказывают о своем доме и иногда комментируют в момент разговора то, что их окружает. Понимая взаимосвязь интерьера с бессознательным, и учитывая психоаналитические предпосылки в его создании, аналитик может сделать какие-либо выводы о человеке. Интерпретировать реальное проще, чем психическое, особенно на начальном этапе работы.

Natalie, Flou
Вико Маджистретти

Мечта об идеальной утробе

Отношение к дому и вообще к миру задает материнская утроба. Это убежище и самый первый дом каждого человека. Находясь дома, мы будто возвращаемся в мать, где нам тепло, уютно и комфортно. Поэтому мы будем стараться повторить те ощущения, которые получали до рождения и в раннем детстве. 
Самые первые ощущения относятся к качанию — сначала в материнской утробе, затем на руках у родителей, в колыбели, — призванном успокоить и усыпить ребенка.

«Для взрослого человека таким вместилищем сна и удовольствия становится спальня. Выбирая оформление и обстановку для нее, мы стремимся создать ту же атмосферу, которая была у нас в младенчестве. В мире дизайна существует негласная тенденция, к которой стремится большинство заказчиков, — пастельные тона в той части жилища, которая предназначена для отдыха. Отчасти это может быть связано с тем, что в младенчестве цвета еще плохо различимы, и общая картинка воспринимается смягченной», — размышляет автор исследования.

Если же спальня выполнена в черном цвете или ярких, кричащих оттенках, то это может говорить о том, что ее обладателю в первый год жизни приходилось слишком сильно напрягаться и перевозбуждаться, и, чтобы заснуть, ему и его матери приходилось прилагать большие усилия. С большой вероятностью можно говорить о том, что не только спальня, но и остальные комнаты в доме таких людей выглядят экстравагантно, а их образ жизни далек от размеренного. Ведь именно при таких условиях они способны получить оргазм и уснуть.

Идеальная спальня воспринимается как своеобразный «кокон», повторяющий обстановку в утробе матери. «Сегодня побеждают округлые, гибкие, органические формы. Они одеты в тактильные материалы и мягкий текстиль. Люди хотят чувствовать себя защищенными, заключенными в кокон», — цитирует Александра Калдина французского дизайнера Фабриса Жуана.

Можно предположить, что современная тяга многих людей к большим окнам, высоким потолкам, естественному освещению — это бессознательное желание превратить свое жилье в идеальную утробу, выход из которой удобен, прост и не несет никакой травмы и стресса для младенца.

Идеальный дом часто воспринимается как полностью прозрачное, без перегородок и углов, жилище, в котором есть изобилие. Попытки создать такое жилье предпринимают архитекторы и дизайнеры по всему миру. Такой подход можно проследить, например, в проектах Константина Мельникова, Карима Рашида, Филипа Джонсона, Оскара Нимейера.

Тяга к материнскому проявляется и в желании обустроить дом, используя природные материалы — в частности, дерево (в дизайне и архитектуре это один из важнейших материнских символов). Отдавая предпочтение натуральным материалам и оттенкам, мы таким образом как бы пытаемся остаться рядом с природой, с матерью. С другой стороны, желание жить в доме, полностью состоящем из всего женского и материнского, может свидетельствовать о психотичности его владельца.

Бренд de Gournay

«Оральный» и «выделительно-анальный» интерьеры

Автор исследования считает, что в интерьере наших жилищ также находят отражение впечатления от разных стадий психосексуального развития. Разберем это на примере оральной стадии. В этой фазе друг другу сопутствуют сразу два вида деятельности — поглощение пищи и поглощение объекта. Во взрослой жизни отголосками данной стадии можно назвать удовольствие от насыщения вкусной пищей и близкого контакта с другим человеком. 

Эти два вида деятельности до сих пор принято совмещать, они дополняют друг друга. К ним относятся, например, совместные приемы пищи. Идеальное пространство для этого — столовая, где все могут одновременно есть и общаться. Наличие такого места — самый здоровый способ помочь психике перерабатывать отголоски оральной стадии в интерьере.

Любые приятные тактильные и зрительные ощущения, которые мы испытываем и от которых получаем удовольствие, — это также воспоминания об оральной стадии развития, когда мать ласкала и гладила нас, кормила грудью, пела песни. Напомнить об этих детских ощущениях позволяют некоторые «оральные» проявления в интерьере — ковер на стене, текстильные и кожаные обои, фрески и гобелены. Все эти материалы объединяет то, что они теплые, уютные, приятные на ощупь, имитируют мягкость, теплоту и «органичность» материнской утробы.

Можно предположить, что всё, что запоминается и бросается в глаза в интерьере — большие мягкие кресла и диваны, тяжелые шторы и занавески, необычные на ощупь материалы, сложные формы и изгибы — тоже напоминание об оральной стадии, когда хотелось смотреть, трогать и пробовать на вкус.

Анальная стадия носит амбивалентный характер, в ней также присутствует две фазы — выделительная и удерживающая. Такими же амбивалентными могут быть «анальные» проявления в интерьере — мы пытаемся либо скрыть, спрятать нечто неприемлемое, неприятное; либо, наоборот, выставить это наружу. Одна крайность такого проявления — аскетичность, как в минималистичном интерьере, другая — излишняя помпезность, как в стиле барокко.

«В случае минимализма мы часто говорим, что интерьер выглядит, словно “в больнице”, подразумевая его холодность и пустоту, но главное — чистоту. Именно эта чистота, желание избавиться от “фекалий”, показать, что их тут не было и быть не может, указывают на строгую анальность интерьера и того, кто в нем живет, — поясняет Александра Калдина. — В случае же барокко, которое с его позолотой и вензелями в современных реалиях часто неуместно, мы смеемся над владельцем с его желанием выставить напоказ свое “богатство” и “вкус”, бессознательно воспринимая это как демонстрацию фекалий».

Дом Оскара Нимейера

Множество вариантов

И еще несколько интересных выводов, сделанных нашей коллегой во время работы над исследованием. 

  • Страх взрослого человека и страх младенца, агрессию которого не выдерживает мать, материализуется в виде соответствующего дома и интерьера — большого, тяжелого, массивного.
  • Большое количество пледов и других подобных предметов в доме может указывать на сложности в сепарации, на попытку защитить себя, как это делает ребенок, который берет с собой в постель игрушку, чтобы не испытывать одиночества.
  • В доме у меланхолика будет пусто, темно и холодно, а в доме человека с шизофренией — вопиющий беспорядок, часто доведенный до абсурда: многие предметы будут сломаны или находиться не на своих местах, мебель и техника будут использоваться не по назначению, а сам владелец помещения может всё время спать и есть в разных местах.
  • Если женщину вообще не интересует состояние ее дома и интерьера, то причина, скорее всего, в том, что ее отношения с матерью нарушены, а утроба воспринимается как враждебная или опасная. 
  • Очень важно позволять ребенку участвовать в оформлении своей комнаты, давать ему возможность проявлять инициативу — это поможет ему вырасти творческим человеком, способным мечтать и созидать. 

Подробнее об этом вы можете почитать в статье Александры Калдиной «Психоанализ и интерьер». Она вышла в свежем номере нашего «Журнала клинического и прикладного психоанализа»

***

Следующая статья в рубрике Прикладной психоанализ — Травма иммиграции