• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Тишина внутри шума: психоаналитические размышления об аутизме

Психиатр Лео Келлер, один из первых исследователей аутизма, писал: «У всех таких детей есть чрезвычайно интересный общий знаменатель. Среди их родителей, бабушек, дедушек и прочих родственников много врачей, ученых, писателей, журналистов и деятелей культуры. Трудно однозначно оценить тот факт, что все наши пациенты выросли в семьях высоко интеллектуальных родителей. Но можно с уверенностью утверждать, что в атмосфере их семей витал дух навязчивости».
Вопрос развития аутизма и факторов, которые влияют на его появление, до сих не имеет однозначного ответа. Выпускница нашей программы Дарья Грачева заинтересовалась тем, как психоанализ видит проблему аутизма. В своей работе наша коллега акцентирует внимание на важности взаимоотношений между матерью и ребенком в первый год жизни — она считает, что нарушения в этих отношениях могут стать одной из причин развития болезни. Свои выводы и размышления Дарья представила в статье «Психоаналитическое исследование аутизма». Сегодня в рубрике «Прикладной психоанализ» мы чуть ближе познакомимся с ней.

Sourballad, 2023 г.
Урс Фишер

Спорная тема

 

В своей статье Дарья Грачева рассматривает тему аутизма как одну из самых обсуждаемых в психоанализе, до сих пор вызывающую много споров относительно природы и причин его развития. Выпускница программы отмечает, что отсутствие единого мнения среди специалистов затрудняет процесс диагностики и терапии аутистических расстройств.

Психотерапевт представила интересный обзор истории исследования этого вопроса. В своей статье она отмечает различные аспекты понятия «аутизм», начиная с момента появления термина (его предложил швейцарский психиатр Е. Блейер — он связывал его со шизофренией и уходом от реальности), и заканчивая современными представлениями об аутизме. То, как сегодня понимается это расстройство, относится к работам американского психиатра Лео Каннера. Именно он описал детский аутизм как отдельное расстройство, для которого характерно нарушение аффективного общения в ранний период развития до полутора лет.

Разрыв связей: от «второй кожи» к «черной дыре»

Исследования психоаналитиков ХХ века подтверждают гипотезу автора о том, что сложности во взаимоотношениях между матерью и ребенком могут стать одной из ключевых причин развития аутизма.
В частности, по мнению психоаналитика Дидье Анзье, автора работы «Я — кожа», проблемы с символизацией у младенцев приводят к формированию так называемой «второй кожи». Это особое психическое пространство, которое служит защитой ребенка от внешних угроз. В то же время надежный контакт с матерью формирует у малыша эту необходимую «психологическую кожу» — ту, которая помогает ему постепенно адаптироваться к окружающему миру. Если на этапе младенчества связь между ребенком и матерью была недостаточной, в будущем это может привести к некоторым нарушениям в развитии, включая аутизм.
Далее Дарья пишет о том, что недостаток эмоционального общения с матерью может вызвать у малыша ощущение изоляции и ухода в себя, что часто отмечают как один из основных признаков аутизма. Дети с аутизмом часто выбирают металлические игрушки, которые условно выполняют для них функцию этой «второй кожи». Метафорически состояние ребенка с аутизмом сравнивают с «черной дырой» — состоянием разрыва связей с внешним миром.
По мнению нашей коллеги, важнейшие психоаналитики ХХ века (В. Винникот, Э. Бик, Ж. Лакан, Р. Руссийон и др.) в своих работах подтверждают гипотезу о том, что нарушения в отношениях с матерью в довербальном периоде играют важную роль в развитии аутизма. Например, теория Бруно Беттельхейма предполагает, что эмоциональная атмосфера в семье может способствовать возникновению этого расстройства, однако последующие исследования опровергли эту теорию.

О разделяющем третьем, кризисах и депрессии

 

Некоторые мамы в первые месяцы жизни малыша испытывают сложности с тем, чтобы слышать свои собственные потребности и потребности ребенка. Это приводит к тому, что младенец не получает необходимого эмоционального отклика и поддержки, что в итоге может негативно сказаться на его развитии.

Как в будущем это может повлиять на развитие у ребенка аутизма? Наша коллега предполагает, что ключевое влияние оказывают нарушения в эмоциональном контакте между матерью и ребенком, когда младенец не чувствует достаточной безопасности и поддержки. Это мешает его нормальному развитию и замедляет процесс развития коммуникативных навыков.

Важно отметить, что большую роль в отношениях матери и младенца играет разделяющий третий. Роль отца или заменяющей его фигуры очень значима для формирования у ребенка представлений об окружающем мире. Фантазия о первосцене, создаваемая отцом, оказывает большое воздействие на развитие психики ребенка: малыш вынужден развивать свое воображение о том, куда уходит мама, когда она не с ним. Это крайне важно для формирования его здоровой психики, поскольку избыточные фантазии о слиянии с матерью могут привести к сложностям во взаимодействии с внешним миром (чрезмерная изоляция во внутреннем мире).

Почему кто-то попадает в группу риска?

 

Чтобы обосновать свою гипотезу, наша коллега Дарья Грачева опирается на опыт собственного исследования и анализ психоаналитической литературы. Она размышляет о том, что риск развития аутизма увеличивается у тех детей, чьи матери не способны установить прочные эмоциональные связи по разным причинам: собственные стрессовые состояния, депрессивные настроения, личные травмы любого характера, критические периоды в жизни семьи или просто недостаток знаний о том, как правильно ухаживать за новорожденным. Недостаточная поддержка мамы со стороны родственников также может привести к тому, что малыш начинает испытывать эмоциональные сложности.

Также выпускница программы пишет о том, что табуированность темы послеродовой депрессии становится одной из причин усугубления состояния матери, увеличивая при этом риск развития аутизма. Изоляция эмоций матери приводит не только к депрессии, но и негативно влияет на её способность формировать психическую реальность для ребенка, что повышает вероятность развития у него аутизма.

____________________________

С полным текстом статьи вы можете ознакомиться здесь (Психоаналитическое исследование аутизма | Журнал клинического и прикладного психоанализа).

Также мы приглашаем вас на семинар психоаналитического психотерапевта Кристин Мас (Франция), посвященный теме  «Техника, практика и особенности психоаналитической психотерапии с аутистическими и другими психическими расстройствами».

 

Регистрация уже идет!