• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интернет: зеркало, психическое убежище или ловушка?

Публикуем тезисы из дипломной работы выпускницы магистерской программы по психоанализу и психоаналитической терапии Екатерины Пивоваровой. Тема ее исследования: «Интернет как отражение психической реальности и форма психического убежища». Наша коллега разбиралась, как Интернет из инструмента для быстрой передачи информации превратился в особое пространство коммуникации между людьми, чем их привлекает виртуальная реальность и к каким последствиям может привести чрезмерное увлечение ею.

Wet dreams, 1987
Marlene Dumas

Информационный этап

На стыке XX и XXI веков в истории человечества начался новый — информационный — этап, ставший переломным для общества. Символом этой эпохи стал Интернет. Изначально цель его создания была исключительно практической — Интернет использовали в качестве инструмента для быстрой передачи информации. Но со временем он превратился в особое пространство, в котором взаимодействуют и общаются люди со всего мира.

Для многих из них Интернет стал не просто средством коммуникации, а местом, в которое они приходят, чтобы почувствовать себя спокойно, безопасно и радостно.

Выпускница нашей программы Екатерина Пивоварова в своей дипломной работе «Интернет как отражение психической реальности и форма психического убежища» разбиралась, чем же привлекает людей виртуальное пространство и к каким последствиям может привести чрезмерное увлечением им.

Сегодня в рубрике «Прикладной психоанализ» приводим основные тезисы этого исследования.

Заполняя пустоту

Попытки создать особую психическую реальность человечество предпринимало задолго до появления компьютеров и цифровых технологий. Одной из таких попыток стало искусство - художник может отразить на холсте любую реальность, какую захочет. Правда, в данном ее отражении предстает всего лишь застывший образ одного из мигов психического. Образ, который можно только пассивно созерцать.

Компьютер в этом смысле отличается от других технологий. Его особенность заключается не только в формировании новой воображаемой реальности «под себя», но и в активном участии в ней. Человек за счет нее воплощает реальность внутреннюю — в том направлении, которое соответствует его ожиданиям. Виртуальное заполняет «пустые» места в жизни человека, дает ему возможность изменить, улучшить и создать на месте обычной реальности свою собственную.

Виртуальная реальность, таким образом, становится пространством, которым человек может управлять и формировать его в соответствии со своим внутренним миром. Происходит стирание границ между реальной жизнью и компьютерной. Постепенно она становится для психики человека единственно настоящим местом, где можно скрыться от тревоги, проблем и неудач; где можно свободно, без страха, проявлять любые скрытые или подавляемые фантазии, почувствовать себя всемогущим творцом своего собственного идеального мира.

Таким образом, интернет-пространство становится для человека, своего рода, психическим убежищем от сильных переживаний, которые нередко носят негативный характер. Значимость внешней реальности при этом снижается.

Затерянные в Интернете

Более всего затягиванию в виртуальный мир подвержены студенты. Юношество — это последний этап подросткового периода, когда люди формируют свою внутреннюю позицию, строят планы на будущее, ищут свое место в жизни. Все эти процессы, как правило, сопровождаются болезненными эмоциями, которые для многих молодых людей мучительны. Уход в интернет-пространство становится для них способом избавиться от внутренней тревоги.

Эти выводы частично подтверждают результаты исследования, которое провела Екатерина Пивоварова. В нем участвовало 48 студентов в возрасте 20-23 лет, представлявших различные направления: информационно-математическое, практическое и творческое.

Выяснилось, что интернет-зависимые молодые люди действительно склонны воспринимать виртуальную реальность как особое безопасное пространство, где возможна реализация намерений, которые не удалось воплотить в настоящем мире. 

«Временный приют» или западня?

Теме психического убежища и психической реальности посвящено много научных работ. Так, психоаналитик Джон Стайнер считает, что психическое убежище — это «безопасное внутреннее пространство, область относительного покоя и защиты от тревоги и напряжения». При возникновении значимого контакта тот воспринимается как угроза, и в результате выстраивается  «ложный», поверхностный контакт, цель которого — избежать невыносимой тревоги.

Убежище, по мнению Стайнера, становится не только безопасным местом, защищающим от тревог, но в то же время особым местом в психике человека, в котором он реализует фантазии о всемогуществе и ощущении триумфа, укрывается от внешней реальности.

Чаще всего к таким убежищам прибегают люди психотического, пограничного уровней и склонные к перверсиям.

Психоаналитик Герберт Розенфельд описывает психические убежища как ловушки, жертвы которых оказываются узниками деструктивных нарциссических частей своей самости. Согласно концепции Мелани Кляйн, психическое убежище можно определить как особую позицию — пограничную, которая находится на границе между позициями параноидно-шизоидной и депрессивной.

Есть и противоположное мнение. Клинический психолог Дональд Калшед выступает против патологизации психического убежища. Он считает, что защитная система служит «временным приютом» на пути становления личности. По версии Калшеда, защиты стараются оградить психику от стресса — так же как, например, иммунная система защищает организм от болезней. Благодаря этому маневру психики сакральное ядро личности избавлено от дальнейшего насилия и невыносимого страдания.

И всё же многие специалисты убеждены, что «застревание» в убежище чревато негативными последствиями — такими как изоляция, застой и отступление. По мнению Джона Стайнера, в некоторых случаях действие защитной организации становится патологической, начинает доминировать в психике, и вместо функции защиты формируется изоляция как от внешнего мира (стремление избегать любых контактов и каких-либо отношений), так и внутреннего, тем самым «замораживая» человека в развитии.

Эти выводы актуальны и в контексте компьютерной реальности. Если погружение в нее не контролируется и не прерывается, люди легко могут стать зависимыми от компьютера, создавая нарциссические зеркальные отношения с ним и Интернетом, используя экран компьютера как зеркало самих себя и своих желаний и ища в Сети решения всех своих потребностей.

В конечном счете это может привести к изменениям в образе мышления, сексуальности и идентичности человека, регрессии, нарциссическому уходу, расщеплению, отрешению от реальности; ко лжи, маскировке, манипулятивному и извращенному поведению.

Психиатр, психоаналитик Андре Марзи писал: «Первобытные народы смотрели на зеркала и фотографии как на зло, которое способно похитить душу. Многие люди чувствуют то же самое по отношению к компьютеру и Интернету — возможно потому, что эти инструменты позволяют или обещают даже больше, чем телевидение, одинокое и нарциссическое использование. Вероятно потому, что всё, что передаётся экранами, содержит нечто, что тесно связано с фантазией и бессознательным, желаниями и мечтами, тревогами и кошмарами».

***

Следующая статья в рубрике Прикладной психоанализ — «Новый третий»: как внешняя реальность влияет на терапию