Истории о потере души, женском эдипе и фетишизме
«Новые болезни души». Юлия Кристева
«Есть ли у вас душа?» — так начинает свою статью психоаналитик, философ и лингвист Юлия Кристева. Где может быть обнаружена душа и как она устроена? Автор уверена, что психоанализ не обязательно дает ответы на эти вопросы, но он их точно ищет.
Говоря о новых болезнях души, французский психоаналитик приводит пример современного человека, который живет «в разорванном на части и ускоренном пространстве и времени». Ему часто сложно осознать свой собственный облик. Он лишен сексуальной, субъективной или моральной идентичности и ограничен «ложным я» — телом, которое функционирует часто даже без телесных радостей.
По мнению Юлии Кристевой, в этих обстоятельствах человек теряет свою душу сам этого не подозревая. На клиническом примере она показывает работу с таким пациентом. Какого результата удалось достичь благодаря психоанализу, можно почитать в статье «Новые болезни души».
Кстати, на русский язык статью перевела преподаватель нашей программы Елена Владимировна Жалюнене.
«Женское чувство вины». Жанин Шассге-Смиржель
Этот французский психоаналитик стала известна благодаря своим исследованиям, посвященным искусству и перверсиям. В этой статье Жанин Шассге-Смиржель рассуждает об особенностях эдипова комплекса у девочек.
Используя клинические примеры, автор показывает варианты разрешения эдипова конфликта у девочки, и чем он отличается от того, что происходит в психике мальчика. Она также пробует прояснить глубинные причины этого конфликта.
Прохождению «эдипа» сопутствует множество процессов — идеализация отца, целая гамма чувств по отношению к образу всемогущей матери, женский комплекс кастрации и чувство вины за свои достижения. Все это подробно описано автором в статье.
«Фетишистское отношение к объекту». Эвелин Кестемберг
В этой статье выдающийся психоаналитик рассуждает о фетишизме в широком смысле слова (когда он рассматривается не только как сексуальная перверсия). Фетишизм предполагает использование вещи вместо внутреннего объекта. То есть, когда внешним объектам приписываются качества внутреннего объекта — долговечность, незыблемость, магическая сила.
«Фетишизм — это способ существования и взаимодействия с внешним миром. Гамма проявлений фетишизма весьма широка. Это выражается, прежде всего, в выборе определенного предмета, с которым никогда не расстаются, к нему испытывают любовь и привязанность», — пишет мадам Кестемберг.
Например, фетишем часто становятся вещи, которые принадлежали усопшим. Им отводится роль — обозначать человека, которого уже нет. Получается так, что внешний объект (фетиш) здесь обеспечивает сохранность внутреннего объекта (образ умершего человека), или полностью его замещает.
Психоаналитик приводит пример Франсуа — молодого мужчины лет 30-ти, который считает себя фетишистом. Он находится в состоянии чрезвычайного напряжения, страдает от интенсивной тревоги, у него проблемы на работе. Живет в семье, состоящей из тетки, двух младших сестер, родителей, но в очень сильной изоляции, контакты со сверстниками формальные.
Он приходит к психоаналитику и раз за разом рассказывает одну и ту же историю. Эта история стала для него фетишем. Обсуждая ее снова и снова, он отказывается говорить о чем-либо другом, тем самым не желая узнавать ничего нового о самом себе. Как будто только благодаря рассказыванию этой истории он чувствует непрерывность своего собственного существования.
***
Следующая статья в рубрике Книжная полка — АРХАИЧНЫЙ ЯЗЫК, НАРЦИССИЗМ И ВСЕМОГУЩЕСТВО