• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отношения с отцом, страх смерти, лидеры сект

Чуть больше двух недель прошло с того момента, как наши второкурсники защитили свои магистерские диссертации. 127 работ, посвященных самым разным вопросам, явлениям и проблемам. Наши преподаватели отмечали, что исследования получились интересными, глубокими, дискуссионными. В этом выпуске «Книжной полки» представляем обзор нескольких выпускных работ. 

«Исследование лидеров сект с точки зрения психоанализа»

Автор работы — София Раткевич. На примере нескольких известных лидеров сект (Кондратия Малёванного, Дэвида Лазаретти и Давида Кореша) выпускница программы исследует, как детские травмы этих людей повлияли на характер созданных ими религиозных сообществ. 

«Чем более травматичным было детство, чем более примитивными были психические защиты, к которым прибегает индивид для нивелирования от тревог и страхов, тем агрессивнее, жестче он будет вести себя с адептами, и тем сильнее будет его влияние на психику доверившихся ему людей», — считает автор работы.  

По мнению нашей коллеги, понимание того, как лидеры культов пытаются «отреагировать» свои детские травмы, может помочь психологам в работе не только с ними, но и с их адептами.

«Моя Антигона: судьбы дочерей великих отцов»

Автор диссертации — Татьяна Сикорская. Ее исследование — попытка разобраться, как отражается на судьбе дочерей грандиозность их отцов; почему служение гению в жизненных сценариях таких девочек оплачивается травмой «кастрации женского».

Подтверждение своих теоретических выводов наша коллега находит в судьбах Анны Фрейд и Александры Толстой. Обе женщины, по мнению Татьяны, представляют собой яркий пример реализации синдрома Антигоны в части отказа от своего предназначения быть женой и матерью во имя служения своим великим отцам. 

«В реальной жизни чрезмерность чувств в паре “великий отец — дочь” оборачивается истерической привязанностью, не дающей объектам этой пары  какой-либо возможности выйти из сложных и запутанных взаимоотношений внутри нее, — размышляет автор работы. — Великий Эдип с самого детства Антигоны заслоняет и замещает всех других мужчин, по сути, закрывая ей возможности для реализации своего женского предназначения».

«Свадебный обряд с психоаналитической точки зрения» 

Автор исследования Анна Горбатова разбирается, какие психические бессознательные процессы находят отражение в свадебном обряде, а также как и почему он со временем трансформировался. По мнению нашей коллеги, для жениха и невесты свадебные ритуалы становятся символическим переходом из инфантильного детского состояния во взрослую жизнь.

«К основным психологическим процессам, которые помогает переработать свадебный обряд, можно отнести прощание с детством и прежним образом жизни, сепарацию от родителей, страх создания пары и рождения детей, страх первой брачной ночи и сексуальной деятельности,  — пишет Анна. — Наряду с этим существует и радостное ожидание от перемены статуса, тяга к продолжению рода. Страхи и надежды погружают психику в амбивалентное состояние, выдерживать которое очень трудно. Свадебный обряд позволяет участникам в игровой форме постепенно выйти из такого тяжелого состояния и перейти на новый жизненный этап, как во внешнем, так и во внутреннем мире». 

«Психоаналитическое исследование танатофобии»

Страх смерти — одна из сложных психологических проблем человека, которая преследует его на протяжении всей взрослой сознательной жизни. Автор исследования Наталья Мдинарадзе провела три глубинных интервью с людьми, которые столкнулись со смертью. На основе анализа этих случаев нашей коллеге удалось установить общие черты в проявлении страха смерти как психоаналитического феномена, а также уровни его осмысления. Наталья делится выводами о том, как страх смерти влияет на поведение респондентов и принятие ими жизненно важных решений.

«Ситуация столкновения со смертью пробуждает в человеке глубинную тревогу, природа которой до конца не познана. Она сталкивает человека с тем, чего он объяснить не может, — считает Наталья. — Ситуация соприкосновения со смертью часто разрушает стереотипы как на социально-культурном, так и межличностном, или индивидуальном уровне. На развалинах старых смысловых конструкций начинают выстраиваться новые блоки смыслов, которые в перспективе могут вывести личность на новый уровень саморегуляции и самоосознания. В этом и состоит психологический ресурс страха смерти — в потенциале преобразования: через трансформацию страха в личностный ресурс, интегрирующийся в жизненный опыт». 

***

Тексты других магистерских диссертаций вы можете найти на сайте Вышки.

Многие работы в скором времени выйдут в виде статей в нашем «Журнале клинического и прикладного психоанализа».

***

Следующая статья в рубрике Книжная полка —  КАК ВАШЕ ОТЧЕСТВО?