Душа, тело, психосексуальность
«Психоанализ — это театр, на сцене которого можно сыграть весь наш психический репертуар», – считала выдающийся психоаналитик современности Джойс МакДугалл. Она использовала театр как метафору психической реальности человека, в которой характеры внутренних персонажей меняются, диалоги переписываются, а роли перераспределяются. В своей психоаналитической деятельности МакДугалл успешно сочетала традиции французской и британской школ психоанализа. Под ее супервизией в течение пяти лет работал основатель и руководитель нашей магистерской программы Андрей Владимирович Россохин.
В сегодняшнем выпуске «Книжной полки» расскажем о трех книгах Джойс МакДугалл.
«Театр души»
«Каждый из нас укрывает в своей внутренней вселенной множество “персонажей”, частей самого себя, которые порой действуют наперекор друг другу, вызывая конфликты и душевную боль в нашем сознательном Я, — пишет Джойс МакДугалл. — Ведь мы почти не знакомы с этими скрытыми актерами и их ролями. Хотим мы этого или нет, наши внутренние персонажи постоянно стремятся на сцену, чтобы сыграть свои трагедии и комедии».
По словам французского психоаналитика, человек редко берет на себя ответственность за свои «тайные театральные постановки», хотя сам является их сценаристом и режиссером. При этом именно «тайные сцены» из нашего внутреннего мира определяют то, что происходит с нами в мире внешнем.
Какими бывают эти постановки, как они разыгрываются в кабинете психоаналитика и чем заканчивается аналитическое приключение — об этом вы узнаете из книги «Театры души».
«Театры тела»
Как вспоминала сама МакДугалл, во время работы над книгой «Театры души» у нее уже возник замысел нового исследования.
«Одной из трудных задач, с которой я тогда столкнулась, было понимание скрытого значения сложных психических сценариев, которые приводят к сексуальным отклонениям, — писала она. — Уже тогда я обнаружила, что внутренние “театральные тексты”, хотя и написанные в раннем детстве, оказывают последующее влияние на взрослую психику, порождая различные невротические и психосоматические заболевания»
Работая с пациентами, психоаналитик обнаружила, что, помимо «невротического», «психотического», «переходного» и «нарциссического» театра есть еще один театр, который можно назвать «психосоматика на психоаналитической сцене».
«Все мы склонны к соматизации в те моменты, когда внутренние или внешние обстоятельства оказываются настолько тяжелыми, что мы не в состоянии справиться с такого рода проблемами, применяя привычные для себя психологические способы защиты», — пишет МакДугалл. Ее книга «Театры тела» посвящена исследованию психосоматического феномена.
«Тысячеликий Эрос»
«В этой книге я исследую бисексуальные фантазии и фантазии о первосцене в их прегенитальной и архаичной форме», — говорила Джойс МакДугалл о «Тысячеликом Эросе». Французский психоаналитик исследовала, как эти фантазии отражаются в сексуальных отклонениях, в психосоматических симптомах, как сублимируются и проявляются в творчестве.
На конкретных клинических примерах Джойс МакДугалл рассказывает о женственности и сексуальности, об эротических источниках творчества, о связи творчества и травматического опыта, сексуальных отклонениях и архаической сексуальности. Постоянным мотивом в книге звучат две центральные концепции: психическая бисексуальность и важность фантазий о первосцене для структурирования человеческой психики.
Эти три книги Джойс МакДугалл доступны к прочтению на русском языке. Сохраняйте подборку в избранном, чтобы не потерять.