«Переключение» либидо
«При помощи нескольких тюбиков, холста и кисти можно вдохнуть страсть в природу и в предметы», — писал Жак Андре об искусстве. Но что такое искусство? Основатель психоанализа считал его одной из форм сублимации. Сегодня в рубрике «Фрейдизмы» расскажем об этом подробнее.
Трансформация
В работе «Влечения и их судьбы» Фрейд говорит о том, что влечения могут замещать друг друга и изменять объекты, на которые направлены. Благодаря этому свойству может появиться сублимация — процесс «переключения» либидо на не сексуальные цели. То есть, когда человек не может открыто проявить свои влечения, сублимация помогает сделать это через другие формы деятельности.
В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество, интеллектуальную деятельность и другие ценные с точки зрения общества проявления.
Уединение
Чтобы преобразовать сексуальную активность в сублимированную деятельность, необходимо перенаправить либидо от объектов на Я, то есть превратить его из объектного в нарциссическое.
Если подумать о творческих людях (артистах, музыкантах, художниках), можно заметить, что все они время от времени ищут уединения и фокусируются на себе и своем творчестве.
«Сублимация наводит мост между искусством и инфантильной сексуальностью, — считает Жак Андре. — Общим для них является следование к финальности без финала». Французский психоаналитик приводит пример ребенка, который вдруг обнаруживает, что благодаря форме своих губ и консистенции своей слюны он может пускать пузыри. Но это ни к чему не приводит, поскольку не дает полного удовлетворения влечения.
Между жизнью и смертью
Кстати, Фрейд считал, что сублимировать можно не только сексуальные, но и агрессивные влечения. А Андре Грин отмечал связь сублимации и влечения к смерти.
Десексуализированное либидо (то, которое нужно для сублимации) служит для связывания Я и стоит на стороне Эроса. Однако если Я становится единственным объектом любви, на который направлено всё либидо, такой процесс принимает сторону влечения к смерти.
Отметим, что для подавления сексуального либидо одной сублимации недостаточно. Как заметил еще Фрейд, вытесненное влечение никогда не оставляет попыток выйти на поверхность и найти удовлетворение.