• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Мы здесь с вами вдвоем, чтобы поговорить об этом…

Первая встреча аналитика и пациента. Как сделать ее основой для будущей работы? Говорить или молчать? На что обращать внимание? Об этом рассказал научный руководитель нашей магистерской программы Ален Жибо, представив на своем семинаре исторические видео-записи первичных интервью Эвелин Кестемберг и Мишеля де М’Юзана.

Мы здесь с вами вдвоем, чтобы поговорить об этом…

Ален Жибо – ученик Эвелин Кестемберг, экс-генеральный секретарь Международной психоаналитической ассоциации, долгое время руководил Ассоциацией психического здоровья 13-го округа Парижа. Психоаналитик с многолетним опытом работы с пограничными и психотическими пациентами, ведущий научную деятельность и развивающий психоаналитическое образование. Во многом при его поддержке в 1990-е годы у специалистов из России появилась возможность развиваться как психоаналитикам и проходить личный шаттл-анализ у французских коллег.

Наша магистерская программа дает уникальную возможность перенимать опыт Алена Жибо. Его семинары на программе по клиническому психоанализу проходят регулярно и собирают множество слушателей.

Первый клинический случай, представленный в этот раз, - это пример работы самого мсье Жибо. Пример, раскрывающий основные характеристики пациентов с пограничным функционированием.

Невозможность вынести подчинение другому - как проявление первичной анальности; склонность к суициду – как проявление эрогенного мазохизма; агрессия на аналитика и атака на кадр – всё это вписано в историю пациента. Вместе с Аленом Жибо участники семинара наблюдали динамику пациента: от компульсивного повторения и невозможности вырваться из него, от невозможности найти смысл и внутреннюю психическую правду, от отбрасывания объектов - к интересу к своему психическому, рефлексии, возможности получать удовольствие и признанию существования другого. Картина многолетней терапии, представленная на семинаре, - удивительный наглядный пример совместной работы аналитика и пациента.

Пациенты с пограничным функционированием переполнены травмирующим возбуждением, которое мешает мыслить. И задача аналитика – помочь пациенту справиться с таким возбуждением и сделать возможным процесс мышления.

Рассказывая о работе по связыванию, А. Жибо очень понятно иллюстрировал психоаналитическую теорию примерами из истории терапии своего пациента. Особенно такие иллюстрации важны для начинающих специалистов, которые непременно сталкиваются с проблемой: как использовать полученную в ходе обучения обширную теоретическую базу в работе с конкретным пациентом.

Во время семинара были детально разобраны ценнейшие случаи первичных интервью Эвелин Кестемберг и Мишеля де М’Юзана. Такие разные по стилю, эти два профессионала умело открывали доступ к психическим конфликтам своих пациентов уже в ходе первичного интервью.

В видео-записи первичного интервью Э. Кестемберг 1983 года с пациенткой с «белым» психозом слушатели могли наблюдать все те принципы, о которых мадам Кестемберг напишет позже в своих работах. Это и оценка уровня внутренней свободы пациента, его желание войти в отношения с аналитиком, и способность пациента вовлекаться в процесс, его фантазматические и онирические способности (те самые вопросы про детское воспоминание и сны).
Возможность увидеть работу Эвелин Кестемберг и услышать комментарии Алена Жибо – это эксклюзив магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия».

Пациентка Э. Кестемберг – девушка с суицидальными наклонностями в состоянии депрессии. Сопротивление терапии, расщепление Я, невозможность наделить действие смыслом, оторванность чувств от объекта… и работа аналитика, который помогает пациентке открыть её психическое пространство, делая интервенции и задавая вопросы.

Совсем другая атмосфера на первичном интервью Мишеля де М’Юзана. Сам он сравнивал стратегию психоаналитика с игрой в шахматы и первым ключом к успеху считал молчание аналитика. Именно таким – сосредоточенно молчаливым и было его первичное интервью с пациенткой, представленное на семинаре. В атмосфере «тревожащей странности» у пациента мгновенно появляется перенос на фигуру аналитика. Благодаря молчанию аналитика, инфантильный невроз прошлого пациента может вписаться в настоящее.

В таком молчаливом слушании, аналитик становится сопровождающим: тем, кто помогает пациенту создавать всё новые и новые ассоциативные цепочки. А само интервью превращается именно в исследование, а не в психиатрическую консультацию в формате «вопрос-ответ». Бережно следует подходить и к защитам пациента. Важно не разрушать их, а интерпретировать.

«Мы здесь с вами вдвоем, чтобы поговорить об этом…», - тактично говорит своей пациентке М. де М’Юзан. Именно интерпретация защит помогает вытесненному подняться на поверхность.

Три случая – три примера работы профессионалов. На этих примерах Ален Жибо показал и то, как можно оценить первичное интервью с точки зрения трех «китов» психоанализа: динамики, топики и экономики.

Двухдневный семинар Алена Жибо, - безусловный must-have в копилке психоаналитических знаний. Пациенты с пограничным функционированием – те, с кем сталкивается в своей работе каждый психоаналитик. Возможность видеть, слышать и понимать, как работают специалисты высочайшего уровня, иметь возможность «присутствовать» с ними на сессиях с реальными пациентами – это часть пространства, созданного на нашей магистерской программе!
*** *** ***
Ален Жибо - философ, психоаналитик, титулярный член Парижского психоаналитического общества, экс-президент Европейской федерации психоанализа (FEP), экс-генеральный секретарь Международной психоаналитической ассоциации, долгое время руководил Ассоциацией психического здоровья 13 округа Парижа (AMS 13), в настоящее время является почетным директором Ассоциации, одновременно с клинической и научной деятельностью фокусируется на развитии психоаналитического образования в качестве президента Исполнительного совета образовательной комиссии Парижского психоаналитического общества.
Ален Жибо имеет многолетний опыт психоаналитической работы с пограничными и психотическими пациентами, в частности методом психоаналитической психодрамы. Его мастер-классы представляют из себя погружение в кабинет аналитика в процессе первичных интервью, «присоединение» к работе психоаналитика через разбор видео-записей работы с реальными пациентами.

*** *** ***
Репортаж подготовила Мария Яцкова
, слушательница первого курса магистреской программы "Психоанализ и психоаналитическая психотерапия", НИУ ВШЭ
***
Следующая статья в рубрике Рецензии на семинары — "Работа женского" у обоих полов