Задача психоанализа – наделять смыслом события внешней реальности
Ярчайший представитель французского психоанализа Жильбер Дяткин провел для слушателей нашей магистерской программы семинар об особенностях психоаналитического процесса, в ходе которого рассказал о работе аналитика в новых реалиях.
Насыщенный, богатый теоретическим материалом и клиническими виньетками семинар состоял из четырех частей. Мсьé Дяткин поделился своим опытом работы в условиях пандемии и наблюдениями коллег-психоаналитиков о том, возможно ли модифицировать кадр, переходя в онлайн формат.
«В онлайн-психотерапии есть как плюсы, так и минусы, - говорит Ж. Дяткин. – К недостаткам мы можем отнести риск нарушения конфиденциальности: сеансы проходят вне кабинета, возможна прослушка того устройства, с которого клиент выходит на связь. Кроме того, на сеансе как будто нет физического присутствия ни клиента, ни аналитика».
В числе плюсов онлайн-психотерапии – возможность найти аналитика, принадлежащего своей культуре и говорящего на родном для клиента языке в любой точке мира, а также уверенность в том, что работа будет продолжена при смене места жительства клиента или аналитика.
Онлайн-психотерапия
Два года назад, с началом пандемии и введением мер по самоизоляции, перед аналитиками встал вопрос: прекращать работу или адаптировать кадр к новым реалиям? И можно ли считать работу онлайн полноценным анализом?
Этими вопросами сейчас занимается специально созданный комитет Международной психоаналитической ассоциации (IPA), о котором рассказал Жильбер Дяткин. Также он привел в пример опыт онлайн-работы Тьерри Бокановски и представил слушателям клиническую виньетку.
«В этом примере переход в онлайн-формат привел к появлению нового материала, - прокомментировал Ж. Дяткин представленный случай. – Экран телефона выступил защитой от реализации сексуальных желаний клиентки и появилось пространство, где возник «сырой» материал о сексуальности».
Но способен ли аналитик работать с таким материалом? Готов ли к такому «повороту» психоаналитического процесса?
Мсьé Дяткин, рассуждая об этом, предлагает аналитику, прежде, чем изменить кадр, задать себе вопрос: «Зачем?». И попытаться понять: не является это желание что-то сделать отреагированием самого аналитика?
Деньги и психоаналитический процесс
Тема оплаты – одна из самых обсуждаемых среди начинающих психотерапевтов. Как говорить с клиентом об оплате? Брать ли деньги за пропущенные сеансы? А во время отпуска аналитика? Работать ли по предоплате, особенно в онлайн-реалиях? Прекращать ли терапию, если у клиента нет денег и как это сделать? Это лишь часть вопросов, высказанных слушателями нашей магистерской программы во время семинара.
Как в других вопросах относительно психоаналитического процесса, доктор Дяткин предлагает обратиться к работам З. Фрейда: «Фрейд описывает недостатки бесплатного лечения у пациентов – и у женщин, и у мужчин. В случае женщин увеличивается риск возникновения любви в переносе, у мужчин - риск появления протеста против отца». Кроме того, бесплатная терапия не дает достаточной мотивации к ее завершению и способствует появлению некоторых ограничений психоанализа. Поэтому в 1918 году Фрейд приходит к выводу, что оплата сеансов сохраняет «климат нейтральности».
Обладая огромными знаниями в области истории психоанализа, мсьé Дяткин рассказал о взглядах Шандора Ференци и Жака Лакана на роль денег в аналитическом процессе. Привел примеры специальных центров, создававшихся в Берлине и Вене в 1920-е годы, в которых психоаналитическая помощь оказывалась бесплатно.
Рассуждая о роли денег, Ж. Дяткин говорит об их структурирующей и символизирующей роли, о том, что оплата обращена к «принципу реальности» и вместе с тем позволяет работать с бессознательными репрезентациями пациента, прорабатывать негативные чувства (злость и агрессию), которые при бесплатной работе пациент может скрывать из-за страха «не угодить» аналитику.
«Принимая решение об изменении оплаты аналитик должен подумать, что стоит за этим желанием. – говорит мсьé Дяткин. – Не является ли это завистью к повышению дохода пациента? Или желанием его оскорбить? Важно понимать, как связаны события внешней реальности (желание аналитика изменить оплату) с внутренней реальностью пациента, с его личной историей. Поскольку задача анализа в том, чтобы внутренняя реальность наделяла смыслом события внешней реальности».
Интерпретации
Отличительной чертой и одним из важнейших инструментов психоанализа является интерпретация. Говоря о них, мсьé Дяткин использовал запоминающиеся образы и примеры из литературы: случай из романа Дени Дидро «Жак-фаталист и его хозяин», масштабный проект по осушению залива Зёйдерзе в Нидерландах, метафору Фрейда о лошади и всаднике, клинический случай из практики одного из своих коллег. Тонко вплетенные в теорию психоанализа, эти истории, образы и метафоры, открывают удивительную картину происходящего в нашем психическом. И показывают, насколько грамотной, подчас «ювелирной» должна быть работа психоаналитически-ориентированного специалиста.Ж. Дяткин отмечает, что сама интерпретация (как, впрочем, и молчание) может быть отреагированием аналитика, поэтому важно понимать, что, когда и зачем, аналитик хочет сказать пациенту: «Интерпретация должна быть наиболее точной и понятной пациенту, полезной ему, учитывать контрперенос аналитика. Лучше избегать преждевременных, слишком глубоких или нарочито искусственных интерпретаций. Удачная интерпретация может превратить повторение в воспоминание».
На вопрос слушателей о том, какие интерпретации использует он сам в работе с пациентами, мсьé Дяткин ответил, что предпочитает спонтанные интерпретации, в основе которых необычные слова самого пациента, выделяющиеся на фоне всего рассказа.
По мнению доктора Дяткина, слово (и особенно слово с двойным смыслом) помогает определить конфликт между событием в прошлом и событием в настоящем. В свою очередь, конфликт – это важнейший пункт динамического аспекта психопатологии.
Семинары Жильбера Дяткина – это всегда рассуждение, размышление, задавание вопросов самому себе. Удивительно глубоко мыслящий, профессионал высочайшего уровня, он говорит о том фундаменте, без которого невозможно становление в профессии психоаналитика. Он готов открыто обсуждать самые сложные и неоднозначные темы, отвечать на любые вопросы. В его докладах всегда несколько пластов, смысл которых раскрывается по мере «переслушивания». Не всегда легко воспринимать всё богатство его мысли «в моменте», для ее восприятия и понимания нужно время. Однако раз за разом, возвращаясь к семинарам мсьé Дяткина, обязательно открываешь для себя всё новые смыслы.
ЖИЛЬБЕР ДЯТКИН - член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), тренинговый аналитик и супервизор, титулярный член Парижского психоаналитического общества (SPP), бывший президент Парижского психоаналитического общества, автор многочисленных статей и книг.
***
Репортаж подготовила Мария Яцкова, слушательница второго курса МП "Психоанализ и психоаналитическая психотерапия"