• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Еще один миф (А в нем намёк…)

В древнегреческой мифологии есть миф о герое Беллерофонте*.  Возможно, это не самый популярный миф, и мало кто  помнит предысторию, завязку и даже финал. А вот крылатого Пегаса и огнедышащую Химеру знают, пожалуй, все.  

Миф достаточно длинный, его наиболее известная часть — сражение Беллерофонта с Химерой, где герой не справился бы без помощи чудесного коня Пегаса, подаренного богами. Предлагаем здесь и остановиться. 

Представьте момент прямо перед сражением: вы видите героя, Пегаса и Химеру. По сути, неважно, что случилось раньше и чем всё закончится. Интересен именно этот эпизод. Если вам сложно визуализировать — посмотрите на аватар программы, наш логотип вдохновлен именно этой частью истории. 

Здесь нет ни победителя, ни побежденного. Есть некий процесс, круговорот, в котором три части образа неразрывно связаны друг с другом и перетекают из одной в другую: Химера, Пегас и Беллерофонт. Они составляют практически единый круг, единое целое.

О чем это говорит? Какой психоаналитический смысл мы можем здесь увидеть? Во-первых, химера — одна из важнейших психоаналитических концепций. Мишель де М’Юзан описывает процесс создания общего бессознательного — когда психоаналитик и пациент начинают работать, их бессознательное вступает во взаимодействие. Процесс этого взаимодействия и порождает некую «химеру» — совокупность совершенно разных фантазматических образов, которые частично могут пугать, вызывать отвращение, страх и так далее. Эта химера так и называется: «химера бессознательного». 

Способность психотерапевта разрешить себе погрузиться в эту химеру бессознательного — важная составляющая психоаналитического процесса, только тогда он состоится. Психоаналитик (или психоаналитический терапевт) эмпатичен и открыт для того, чтобы его собственное бессознательное вступило в резонанс с бессознательным пациента. В этот момент в психоаналитическом кабинете возникает переходное пространство между фантазиями и реальностью — нечто наполненное разными образами, некая химера. 

«Создание химеры» означает, что терапевт должен позволить себе погрузиться в проблемы пациента, испытывая его боль, его психическое страдание, его переживания. Разрешить пациенту поместить себя на какую-то психическую сцену, где разыгрываются драматические или травматические сюжеты его внутреннего мира.

Создание такой химеры крайне важно — и так же важно не раствориться в ней. Какая-то часть терапевта или аналитика должна оставаться ясной и не быть поглощенной химерой; быть способной  погрузиться в психическую сцену химеры для того, чтобы лучше ее понять.

Беллерофонт (как человек и даже полубог) не был способен победить Химеру, ему нужен был волшебный конь Пегас — у него были крылья, он мог парить и свободно летать. Свободно парящее, свободно летающее внимание терапевта, внимание аналитика — это и есть главная функция, ключевая психоаналитическая способность.

На нашем логотипе и показана взаимосвязь этих трех составляющих. «Я» аналитика, которое в силах погрузиться и слиться с «химерой», и аналитическая способность в виде «Пегаса», благодаря которой это можно прорабатывать. 

Приведем цитату Андрея Владимировича Россохина: «С помощью эмпатии психоаналитик способен выйти из своего ограниченного “Я” и проживать некоторые общие “химеры” терапевтического процесса. И не просто проживать, а перерабатывать, прорабатывать с помощью своей аналитической способности, олицетворенной “Пегасом”. А дальше он должен быть способным снова вернуться к самому себе, своему “Я”. Это аналитическая функция позиции психоаналитика и одновременно перетекание одного в другое, как бы описывающее весь психоаналитический процесс в целом». 

Сцена из мифа о Беллерофонте на нашем логотипе — это метафора. С одной стороны —  непрерывного взаимосвязанного  психоаналитического процесса, с другой — перетекание позиции самого терапевта. 

 

* Справка из Википедии

Беллерофонт — в древнегреческой мифологии сын либо коринфского царя Главка, либо Посейдона и Евриномы. В молодости нечаянно убил брата и был вынужден бежать в Тиринф к царю Прету. Там его полюбила жена царя Сфенебея, но, не пользуясь взаимностью, оклеветала перед мужем. Тогда Прет отправил Беллерофонта к своему тестю Иобату в Ликию с письмом, в котором содержалась просьба убить юношу. Иобат дал гостю несколько смертельно опасных заданий, в том числе убийство чудовища Химеры, которые тот с честью выполнил. Беллерофонту покровительствовала Афина, которая помогла обуздать крылатого коня. 

***

Следующая статья в рубрике Мифотерапия - ЛЮБОВЬ К СЕБЕ, И ТОЛЬКО К СЕБЕ

О программе