Еще один миф (А в нем намёк…)
В древнегреческой мифологии есть миф о герое Беллерофонте*. Возможно, это не самый популярный миф, и мало кто помнит предысторию, завязку и даже финал. А вот крылатого Пегаса и огнедышащую Химеру знают, пожалуй, все.
Миф достаточно длинный, его наиболее известная часть — сражение Беллерофонта с Химерой, где герой не справился бы без помощи чудесного коня Пегаса, подаренного богами. Предлагаем здесь и остановиться.
Представьте момент прямо перед сражением: вы видите героя, Пегаса и Химеру. По сути, неважно, что случилось раньше и чем всё закончится. Интересен именно этот эпизод. Если вам сложно визуализировать — посмотрите на аватар программы, наш логотип вдохновлен именно этой частью истории.
Здесь нет ни победителя, ни побежденного. Есть некий процесс, круговорот, в котором три части образа неразрывно связаны друг с другом и перетекают из одной в другую: Химера, Пегас и Беллерофонт. Они составляют практически единый круг, единое целое.
О чем это говорит? Какой психоаналитический смысл мы можем здесь увидеть? Во-первых, химера — одна из важнейших психоаналитических концепций. Мишель де М’Юзан описывает процесс создания общего бессознательного — когда психоаналитик и пациент начинают работать, их бессознательное вступает во взаимодействие. Процесс этого взаимодействия и порождает некую «химеру» — совокупность совершенно разных фантазматических образов, которые частично могут пугать, вызывать отвращение, страх и так далее. Эта химера так и называется: «химера бессознательного».
Способность психотерапевта разрешить себе погрузиться в эту химеру бессознательного — важная составляющая психоаналитического процесса, только тогда он состоится. Психоаналитик (или психоаналитический терапевт) эмпатичен и открыт для того, чтобы его собственное бессознательное вступило в резонанс с бессознательным пациента. В этот момент в психоаналитическом кабинете возникает переходное пространство между фантазиями и реальностью — нечто наполненное разными образами, некая химера.
«Создание химеры» означает, что терапевт должен позволить себе погрузиться в проблемы пациента, испытывая его боль, его психическое страдание, его переживания. Разрешить пациенту поместить себя на какую-то психическую сцену, где разыгрываются драматические или травматические сюжеты его внутреннего мира.
Создание такой химеры крайне важно — и так же важно не раствориться в ней. Какая-то часть терапевта или аналитика должна оставаться ясной и не быть поглощенной химерой; быть способной погрузиться в психическую сцену химеры для того, чтобы лучше ее понять.
Беллерофонт (как человек и даже полубог) не был способен победить Химеру, ему нужен был волшебный конь Пегас — у него были крылья, он мог парить и свободно летать. Свободно парящее, свободно летающее внимание терапевта, внимание аналитика — это и есть главная функция, ключевая психоаналитическая способность.
На нашем логотипе и показана взаимосвязь этих трех составляющих. «Я» аналитика, которое в силах погрузиться и слиться с «химерой», и аналитическая способность в виде «Пегаса», благодаря которой это можно прорабатывать.
Приведем цитату Андрея Владимировича Россохина: «С помощью эмпатии психоаналитик способен выйти из своего ограниченного “Я” и проживать некоторые общие “химеры” терапевтического процесса. И не просто проживать, а перерабатывать, прорабатывать с помощью своей аналитической способности, олицетворенной “Пегасом”. А дальше он должен быть способным снова вернуться к самому себе, своему “Я”. Это аналитическая функция позиции психоаналитика и одновременно перетекание одного в другое, как бы описывающее весь психоаналитический процесс в целом».
Сцена из мифа о Беллерофонте на нашем логотипе — это метафора. С одной стороны — непрерывного взаимосвязанного психоаналитического процесса, с другой — перетекание позиции самого терапевта.
* Справка из Википедии
Беллерофонт — в древнегреческой мифологии сын либо коринфского царя Главка, либо Посейдона и Евриномы. В молодости нечаянно убил брата и был вынужден бежать в Тиринф к царю Прету. Там его полюбила жена царя Сфенебея, но, не пользуясь взаимностью, оклеветала перед мужем. Тогда Прет отправил Беллерофонта к своему тестю Иобату в Ликию с письмом, в котором содержалась просьба убить юношу. Иобат дал гостю несколько смертельно опасных заданий, в том числе убийство чудовища Химеры, которые тот с честью выполнил. Беллерофонту покровительствовала Афина, которая помогла обуздать крылатого коня.
***