• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Похитивший огонь

Мифы, легенды и сказки… Они передаются из поколения в поколение, и уже сложно сказать, кто, когда и в каком варианте их создал. Особое значение мифам уделяется в психоанализе. Фрейд, а вслед на за ним и другие психоаналитики, говорили о том, что в  сказках и мифах воплощена фантазия народа.

Сегодня в нашем спецпроекте «Мифотерапия» расскажем о Прометее.

История Прометея

По сюжету древнегреческого мифа, могучий титан Прометей, вопреки воле верховного бога Зевса, похитил с Олимпа огонь и дал его людям. Научил их чтению и письму, земледелию, ремеслам, кораблестроению, открыл им силу лекарств.

Ослабив таком образов власть богов над людьми, Прометей прогневал Зевса (за что и был наказан). Прикованный к скале, он терпел ужасные страдания: каждое утро прилетал орел и клевал его печень. За ночь она восстанавливалась, раны заживали, но на следующий день мучения повторялись. Это длилось до тех пор, пока Геракл не пронзил орла своей стрелой и не избавил Прометея от страданий.

Эта история — лишь сюжет, явное содержание мифа. Среди психоаналитиков есть те, кто пытался разгадать его тайный смысл.

 

Сновидение и миф

Миф о Прометее исследовал один из первых учеников Фрейда, Карл Абрахам. Он считал, что механизм появления мифа подобен тому, как появляются сновидения. Только сон — это отражение индивидуальной психологии, а миф — психологии целых народов.

Абрахам был уверен, что мифы, также как и сновидения, нуждаются в толковании. «Люди придумывают и транслируют мифы, потому что находят в них аналогии со своим Я, — писал психоаналитик. — Этот материал служит для символического сокрытия своих желаний». Мифы — это часть инфантильной жизни души народа, которая в скрытой форме содержит его детские желания.

 

Вытесненные желания народа

По мнению Карла Абрахама, в разных мифах народ выражает одно и то же свое желание. И чем сильнее желание, тем в большем количестве мифов оно отражается.

В мифе о Прометее можно проследить несколько линий. Одна из них — происхождение человека от божества. Любой народ желает вести свой род от старшего божества, быть «созданным» им.

Сам образ Прометея собран из нескольких: он одновременно и огонь, и бог огня, и человек. На языке психоанализа мы бы назвали это сгущением.

Сравнение человека с огнем, связь между возникновением огня и появлением человека — это самый древний слой мифологии. Как заметил Карл Абрахам, на этом слое лежит отпечаток сексуальности: «Самая древняя форма мифа о Прометее — это апофеоз человеческой способности производить потомство». Миф о Прометее в своей древнейшей форме имеет тенденцию к провозглашению мужской способности производить потомство как основной жизненный принцип. Изменяясь, миф о Прометее становится выражением другого, не сексуального желания, желания находиться под опекой заботливого существа.

Изучение мифа о Прометее имело огромное значение. Оно привело к разрыву с традиционной точкой зрения, которая утверждала, что миф образно выражает философское и религиозное мышление.

«Рассматривая миф о Прометее, я, как и занимавшийся толкованием мифа об Эдипе Фрейд, доказал, что он берет свое начало не в этических, религиозных или философских воззрениях, а в сексуальной фантазии человека, — подытоживает свою работу Карл Абрахам. — Я утверждаю, что сексуальная символика является психологическим явлением, которое вместе с человеком проходит сквозь пространство и время».

 

В заключении отметим, что в жизни народа наступает время, когда на смену одним древним фантазиям приходят другие, и он забывает свои мифы. Однако абсолютного забывания не происходит никогда, мифы со всем сопутствующим материалом вновь переходят в область вытесненного.

***

Следующая статья в рубрике Мифотерапия - ЖЕНСКОЕ: СЕКСУАЛЬНОЕ И МАТЕРИНСКОЕ

О программе