O запрете на инцест, разнице полов и поколений
Трагедия Софокла «Царь Эдип» дала название ключевому положению психоаналитической теории. Сегодня в публикации из серии «Мифотераия» мы расскажем историю Эдипа и ее значение для психоанализа.
Трагедия Эдипа
Эдип был сыном фивского царя Лая и его жены Иокасты. Согласно легенде, Лай был проклят: ему было предназначено погибнуть от руки собственного сына. Не желая себе такой участи, он решает убить ребенка сразу после рождения: связав ему ноги и проколов ступни, он приказывает рабу оставить младенца в лесу на растерзание диким зверям.
Не в силах исполнить волю хозяина, раб относит ребенка в соседнее царство. Именно там мальчик получил имя Эдип (в переводе с греческого это значит «опухшая нога») и был воспитан как царский наследник.
Со временем Эдип решает узнать тайну своего рождения, отправляется к оракулу, где и слышит ужасное пророчество: он убьет своего отца, женится на матери, от брака с которой родятся дети, проклятые богами и ненавидимые всеми людьми.
Как и его родной отец, Эдип пытается избежать такой судьбы и решает не возвращаться в семью, в которой вырос и считает своей. Потомок царя выбирает скитания.
Однако история развивается так, что Эдип, сам того не зная, все-таки убивает своего родного отца Лая, женится на его вдове Иокасте и у них рождается четверо детей: два сына и две дочери. Так сбывается пророчество. История заканчивается трагически. Иокаста покончит с собой, сыновья Эдипа убьют друг друга, погибнут и обе его дочери…
От мифа к теории психоанализа
Когда в 1896 году Фрейд начал самоанализ, он основывал его на толковании своих собственных сновидений. Тогда он открыл не только роль снов в психической жизни человека (назвав их «королевской дорогой к бессознательному»), но и обнаружил свои чувства любви к матери и ненависти к отцу.
Вот что он писал об этом своему другу Вильгельму Флиссу: «Я нашел в себе, как и у всех остальных, чувства любви к матери и ревности к отцу. Чувства, которые, как я думаю, являются общими для всех маленьких детей <…> Если это действительно так, то <…> становится понятным захватывающий эффект истории царя Эдипа».
Эдип, который убивает своего отца и женится на матери, лишь осуществляет желания нашего детства, — был уверен венский психиатр.
Проявления этих инфантильных желаний может видеть каждый, у кого есть дети. В возрасте 3-5 лет от них можно услышать такие слова: «Мама, я когда вырасту, женюсь на тебе!» или «Папа, давай ты будешь женихом, а я — невестой?». Не стоит воспринимать эти слова буквально, они отражают бессознательные внутренние фантазии.
Запрет на инцест, принятие разницы полов и поколений — это то, что должно появиться в психике после успешного прохождения эдипова конфликта. Именно этот конфликт, согласно Фрейду, становится центральным, вокруг него организуется психическая жизнь человека. Значительно упрощая, можно сказать, что это своего рода конфликт между «хочу и нельзя».
Позитивный и негативный эдип
Первым объектом привязанности для ребенка (и мальчика, и девочки) становится мать. Ребенок хочет владеть ей безраздельно. Если говорить о развитии мальчика, то в возрасте трех-пяти лет любовь к матери заставляет его вступить в соперничество с отцом, которого он начинает ненавидеть (повторимся, всё это — бессознательные процессы).
Одновременно с этим мальчик испытывает ужас от того, что отец может его наказать («кастрировать») и поэтому отказывается от своих желаний по отношению к матери.
Такая ситуация, когда ребенок проявляет интерес к родителю противоположного пола, стараясь устранить родителя своего пола — это прямой эдип.
При обратном эдипе интерес ребенка вызывает родитель своего пола. Например, мальчик будет желать устранить мать, чтобы быть с отцом. В этом случае он идентифицируется не с отцом, а с матерью и идет по пути отказа от своих гетеросексуальных желаний.
Интересно, что обе эти формы эдипова комплекса сосуществуют в психике каждого индивида. Об этом писал еще Фрейд.
Разрешение конфликта
По мнению Жака Андре, зачинщик эдипова конфликта — не ребенок. Первый шаг как к любви, так и к ненависти делает взрослый. Вот что пишет об этом французский психоаналитик: «Допустим, Эдип не знал, но Иокаста-то знала, ибо она, стараясь уменьшить его тревогу, говорит своему любовнику: “Не опасайся гимена матери: многие смертные в своих снах уже не раз делили с ней постель. Кто придает меньше значения таким вещам, тот легче проживает свою жизнь”».
Пройти эдипов конфликт, это значит принять запрет на инцест, разницу полов и поколений.
«После пройденного эдипа у ребенка появляется постэдипово Сверх-Я со всеми защищающими его запретами, — пишет наш преподаватель Лариса Ивановна Фусу. — Удовлетворив бессознательные влечения, Эдип дорого заплатил за это. Отказавшись же от своих убийственный влечений и проделав работу горя, человек может обрести счастье».
В том, что каждому из нас следует обуздать в себе эдипов комплекс, был убежден и Фрейд.
***