• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Психоанализ в истории сюрреализма

Мы уже писали о влиянии идей Фройда на работы венских экспрессионистов. Теперь расскажем несколько любопытных фактов из истории сюрреализма.

Основатель движения Андре Бретон познакомился с отцом психоанализа в 1922 году. Уже через пару лет, а именно 11 октября 1924-го, во Франции на улице Гренель открылось «Бюро сюрреалистических исследований». Его идея состояла в том, чтобы приобщить широкую аудиторию к психоаналитическим методам, при помощи которых каждый смог бы познать глубины собственного характера и свои скрытые возможности. По мнению сюрреалистов, психоанализ и общедоступный психоанализ искусства могли бы заложить основу для кардинально нового общественного поведения. Увы, эта программа потерпела полное поражение прежде, чем инициаторам удалось ее внятно сформулировать.

 

Вследствие увлечения Фройдом среди сюрреалистов распространилось враждебное отношение к психиатрам, основоположникам понятия безумия, а также ко всем, кто правит миром детей и кого Жюль Сельма назвал «препокастрателями». «Освободить детей, — восклицал позже Роже Жильбер-Леконт, — вот что было бы даже лучше, чем отпереть двери психлечебниц!»

 

Презирая истязателей в белых халатах, сюрреалисты перенимали в художественных целях манеру поведения, которая являлась показанием для медицинского вмешательства. Сальвадор Дали изобретает технику под названием «параноидально-критический метод». Он определил ее как «непосредственный метод изложения иррационального знания, основанный на критически осмысленных ассоциациях бредовых феноменов». Этот метод он применяет, например, к имени Виолетты Нозьер,формируя на его основе паронимическую цепочку «Назьер» — «наци» — «Диназо» — «нос» — и приходя к изображению носатого существа, сексуальная символика которого созвучна с привлекательностью юной девушки и одновременно отсылает к попытке изнасилования, совершенной ее отцом.

 

В то же время возникает стремление оправдать в глазах общества некоторые особенности, которые прежде считались болезнями. В 1928 году в честь 50-летия с момента научного открытия истерии, редакция «Сюрреалистической революции» публикует в №11 яркие фотографии женщин, больных истерией, под общим заголовком «Страстные нравы 1878 года». В «Непорочном зачатии» представлены тексты, которые Бретон и Элюар написали, примерив на себя различные психические расстройства. Сальвадор Дали во втором номере журнала «Сюрреализм на службе революции» воспел эксгибиционизм:

 

«В мае прошлого года на линии метро Камброн-Гласьер мужчина лет тридцати, сидящий напротив очень привлекательной юной особы, так хитро перевернул страницы журнала, который он якобы читал, что только эта девушка могла видеть его член в состоянии полной и восхитительной эрекции, приведшем девушку в необычайно сильное и очаровательное смущение — хотя с ее стороны не последовало ни малейшего возражения — и этого было достаточно для того, чтобы толпа избила и выгнала эксгибициониста. Мы обязаны во всеуслышание высказать возмущение и искреннее презрение к столь отвратительной реакции на один из самых бескорыстных и невинных поступков, которые только может совершить человек в нашу эпоху нравственного падения и разложения».

 

Но как бы сочувственно ни звучало это заявление наряду с подобными, провозглашение эстетической ценности действий, неприемлемых с позиции пуританских законов, оказалось столь провокационным, что в итоге стало стимулом для восстановления прежних порядков. Не зря Андре Тирион шутя, доказывал в «Великой заурядности», что инцест может стать цементом семейных отношений.

По материалам из книги Р. Ванейгема «Бесцеремонная история сюрреализма»