• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Павел Валерьевич Качалов рассказал о четырех терапевтических моделях Фройда

Лекция получила форму захватывающей и провокационной истории психоанализа от Фройда до наших дней в культурно-историческом контексте.

Недавно нам посчастливилось прослушать лекцию известного психоаналитика Павла Валерьевича Качалова. Он рассказал о четырех терапевтических моделях, которые имплицитно встроены в концепции Фройда. 

В ходе этого увлекательного и остроумного повествования стало понятно, например, как изменилась «истерическая» модель терапии (предполагающая, что «либидо относится к тревоге, как вино к уксусу») после общения Фройда со швейцарскими психиатрами. Примеры психотических и пограничных расстройств, о которых он тогда узнал, навели его на идею о первичном нарциссизме. Фройд подумал о том, что в действительности людям хочется не сколько оргазмического удовлетворения влечения, сколько возвращения во внутриутробное состояние наименьшего возбуждения.

Нарциссическую модель терапии в начале второй мировой войны сменяет меланхолическая, задача которой — помочь пациенту прогоревать потерянный объект, причиняющий массу страданий. Как замечает Павел Качалов, «позже этот объект сделает большую карьеру в психоанализе и окажется в основном материнским, но у Фройда об этом еще не сказано ни слова».

После войны психоаналитический запрос исходит в основном от амбициозных молодых людей из Лондона и Нью-Йорка, обсессивно желающих много денег, машин и женщин. В это время Фройд разрабатывает вторую топику, согласно которой инстанция Я оказывается слугой трех господ: реальности, к которой нужно приспособиться; Оно с его возбуждениями; и Сверх-Я с высокими идеалами, навязанными обществом. Также Фройд возвращается в своих работах к эдипальном комплексу, поскольку считает, что лечение обсессивного невроза должно быть направлено в сторону отказа от эдиповых чрезмерных претензий на чрезмерное наслаждение: «всех денег не заработаешь, всех машин не купишь, всеми женщинами не овладеешь».

Эта модель, как и все другие модели Фройда, имела свое продолжение в последующем развитии психоанализа в разных странах и разных школах. Но далеко не везде, как отмечает Качалов, сложилось понимание, что Фройд не сводим ни к одной конкретной модели. Представление о принциальной разнородности трудов Фройда было составлено, пожалуй, только во Франции, где его труды читали в оригинале на немецком, буквально как священное писание.

«Американцы довольно скоро начали читать самих себя, довольствуясь скверными переводами Джеймса Стрейчи на английский язык»,  удрученно произнес Качалов. Стараниями Хайнца Хартманна фройдовская «психология Этого» в США превратилась в «психологию Я» или эго-психологию, которая поставила либидо на службу идеологии успеха и в целом american way of life. Следующим этапом деградации психоанализа в Америке стало появление когнитивно-поведенческой терапии, которую, по выражению Качалова, «состряпал продажный психоаналитик Аарон Бек».

В Англии Фройда растащили на куски. Меланхолическая модель превратилась в кляйнизм. Избавившись от фигуры отца, эдипального комплекса, половых органов, возбуждения и сексуальности, она редуцировалась до отношений ребенка с материнской грудью. Дональд Винникот открыл переходные объекты, которые позволили по-новому мыслить психологию развития ребенка, включая страх разрыва отношений на ранних стадиях. Но его концепции holdind и handling, по заверениям Качалова, на практике означавшие объятия с пациентом, подразумевали полное отсутствие возбуждения.

Нарциссическая модель получила популярность сначала у венгерских учеников Фройда — Ференчи и других, близких к нему. «В этой модели человек страдает от собственных неполиткорректных возбуждений, возникающих в теле, особенно в половых органах, эрогенных зонах, — пояснил приглашенный лектор. — Страдания ему приносят и другие объекты, у которых тоже есть половые органы».

По мнению Качалова, желание вычеркнуть это «противное оскорбительное тело» из психоанализа уничтожает его изнутри и приводит к тому, что он вырождается в наименее рискованный и вызывающую вину тип отношений с пациентом, основанный на молчании и щедрых проявлениях доброты. Но, как считает Павел Валерьевич, «спустя годы пациент все равно догадается, что аналитик — трус и не готов рисковать, сказав ему что-то неосторожное».