• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сюрреализм и фетиш

Cюрреалисты среди первых в числе художников-модернистов начали изучать психоанализ. Очевидно, многие из них были знакомы, в частности, со статьей Фройда 1927 года о фетишизме, поскольку обыгрывали его как в изображениях, так и в объектах.

Для Фройда фетиш — это замена пениса, которого нет у матери. Эта нехватка приводит маленького мальчика в ужас, поскольку она угрожает кастрацией ему самому. В результате он обращается к заменам пениса - фетишам, чтобы сохранить свою фантазию о телесной целостности и фаллической силе.

 Сюрреалистов интриговал этот сценарий: их фотографии обнаженной натуры часто колеблются между фрагментарными частями и фетишистским целым, так что женское тело предстает то кастрированным и кастрирующим, то целостным и фаллическим. Такое можно встретить в работах Ман Рэя и Брассая.

Брассай, 1935 г.

Но особенно большое место страх кастрации и фетишистская защита получили в сюрреалистических объектах, и в первую очередь у скульптора Альберто Джакометти. Некоторые его работы стремятся, как кажется, отменить кастрацию или как минимум придать сексуальной референции неопределенность («Подвешенный шар»). Другие — напротив, фетишистски отрицают кастрацию (два «Неприятных объекта» (1930-1931). Наконец,третьи садистски наказывают ее женское воплощение (насекомообразная «Женщина с перерезанным горлом» (1932)

Альберто Джакометти "Подвешенный шар"

Альберто Джакометти "Подвешенный шар"

Смешение приятного и неприятного, фетишистского и кастрирующего происходит и в самом известном сюрреалистическом объекте — речь идет о чайной чашке, блюдце и ложке, которые в 1936 году обшила мехом молодая немецко-швейцарская художница Мэрет Оппенгейм (1913-1985). Бретон назвал получившуюся работу «Завтрак на меху», воздав должное картине Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1862-1863) и роману Леопольда фон Захер-Мазоха «Венера в мехах» (1870).

Мэрет Оппенгейм "Завтрак на меху" 1936 г.
Мэрет Оппенгейм "Завтрак на меху"

«Завтрак на меху» — это натюрморт, скрещенный с обнаженной натурой, остроумное нарушение благопристойности чаепития бесстыдным намеком на женские гениталии, амбивалентно обыгрывающим вдобавок тему орального эротизма. Вместе с тем объект отсылает к фрейдистскому фетишу, словно пародируя его мужскую предвзятость и предъявляя этот утрированный шарж зрителю-мужчине. В остроумной шутке художницы чувствуется радость перевернутой власти: будто бы некая Венера в мехах наслаждается своей садистской шалостью.

Однако садистская позиция, согласно Фрейду, легко обращается в свою мазохистскую изнанку: эту инверсию обыгрывает еще один фетиш, созданный Оппенгейм в том же 1936 году, «Ма gouverпaпte - Му Nurse - Меiп Кindermadchen», что в переводе означает «Моя няня». Название подразумевает, что фетишизм не имеет гендерной или языковой специфики. В своей статье 1927 года Фрейд иллюстрирует смешение в фетише презрения и преклонения примером связанных ног китайских аристократок. А Оппенгейм недвусмысленно преподносит нам фетиш par excelleпce - белые туфли на высоких каблуках, перевернутые и связанные веревкой, — как трофей мужского садизма и женского мазохизма. Однако, украсив туфли кисточками и подав их на серебряном блюде, эта женщина своим безоблачным восторгом обратила садистскую позицию в мазохистскую: в самом деле, именно мазохисту принадлежит руководящая роль в садомазохистском контракте.

Мэрет  Оппенгейм "Моя няня"
Мэрет Оппенгейм. «Ма gouverпaпte - Му Nurse - Меiп Кindermadchen»

По книге «Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм»