• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Сновидные картины" Хуана Миро

"Миро — самый большой сюрреалист среди нас", — говорил Андре Бретон, основоположник движения, чьи идеи вдохновили испанского художника погрузиться в мир сновидческих образов.

В первой сюрреалистической картине Хуана Миро «Карнавал Арлекина» (1924) текучие, невесомые существа произвольно меняют свою форму и положение в пространстве, уподобляясь колышущимся цветным теням или онирическим образам.

"Карнавал Арлекина", 1924 г.

Прозрачно-синие полотна Миро середины двадцатых годов часто называют «сновидными картинами» — с их тающими фонами, спонтанными потеками или пятнами жидкой краски и тончайшей сетью рисунка. Сам термин "Сновидная картина" возник применительно к работе на негрунтованном холсте с синим пятном вблизи центра, под которым выведена надпись в манере каллиграммы: "Фото — это цвет моих снов". 

К 1927 году каллиграмматическая живопись стала для Миро центральной. Он начал писать на полупрозрачных тонах фразы или целые стихотворения ("Звезды как чресла улиток", "Тело моей брюнетки", "Птица преследует пчелу и целует ее"). Все эти работы наполнены мерцающей, словно во сне, атмосферой и легкой, автоматической, как кажется, спонтанностью, что побуждает сравнить их с прозрачным «окном» в спящее бессознательное. 


"Фото - цвет моих снов" 1925 г.

К сороковым годам "Сновидные картины" Миро стали методичными, продуманными при всей кажущейся "детскости". Серия "Созвездия" признана одним из высших достижений в творчестве Миро. Изображения наводят на мысль о ночном небе, однако игривые формы созвездий непроницаемы: среди них есть глаза, словно бросающие вызов зрителю.


"Коды и созвездия, в любви с женщиной" 1941 г.