Психоаналитические мотивы в работах британского скульптура Генри Мура
Знаете ли вы, что странное кресло со спинкой в виде человеческой фигуры, за которым работал Фрейд, — работа известного британского скульптора Генри Мура?
Не исключено, что основателю психоанализа оно досталось в качестве подарка на новоселье. Бежав из Австрии в Великобританию в 1938 году, Зигмунд Фрейд поселился в Хэмпстеде, пригороде на севере Лондона. Генри Мур жил неподалеку и разделял эстетические предпочтения отца психоанализа, который перевез в Великобританию всю свою коллекцию древностей — статуэтки и антиквариат из Египта, Персии, Индии, Месопотамии, Китая и Греции.
Как и многие авангардисты, бросавшие вызов академическому искусству, Генри Мур увлекался греческой архаикой, мексиканским искусством доколумбова периода и африканской пластикой. В работах начала 20-х годов Мур практически повторял в дереве и камне доисторические модели: округлую миниатюрную лошадь, гладкую схематичную голову, мать и дитя. К 1930 году в его творчестве возобладали полуабстрактные фигуры — лежащие или сидящие, но по-прежнему связанные с темой материнства. Композиции выстраиваются нередко таким образом, что ребенок слит с материнским телом.
Позже фигуры Генри Мура как бы растягиваются в пространстве, а подчас и раскалываются на неравные части. Иногда эти части образуют своеобразный пейзаж. Мур также вводит в скульптуру отверстия, которые парадоксально придают ей целостность и нивелируют границу между внешним и внутренним, телом и природой. Пластика его монументальных работ воплощает покой, умиротворенность, сродство близких людей и рассчитана на экспонирование не в музее, а в ландшафте.
В предисловии к каталогу выставки Генри Мура искусствовед Норберт Линтон перечисляет наиболее распространенные мотивы его скульптур: «Это, безусловно, любовь и секс, еще более явственно — любовь матери и ребенка, родителей и детей, сила семьи, тепло семейных отношений, потребность в защищенности и общественных связях. Но Мур раскрывает также чувства страха и тревоги - ужас перед способностью людей к разрушению, трепет перед величием человека и природы, трепет перед жизнью и боязнь смерти».
Британский критик искусства Эдриан Стоукс связывал скульптуру Генри Мура с психоанализом, но не Зигмунда Фрейда, а Мелани Кляйн — с присущим ему акцентом на отношения матери и ребенка. Другие критики считали «психологический элемент» в его работах слишком неопределенным. По их мнению, он предложил сюрреализм, лишенный жути, в котором предпочтение отдается не психологическим провокациям, а природным аналогиям. По словам самого скульптора, он стремился примирить сюрреалистическую и конструктивистскую тенденции — тенденции «психологического элемента» и «абстрактных принципов».