Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Жильбер Дяткин о конце психоанализа

Нам выпала редкая возможность принимать в гостях легендарного психоаналитика Жильбера Дяткина на магистерской программе «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ ВШЭ.

Жильбер Дяткин о конце психоанализа

Французский мэтр психоанализа и экс-президент Парижского Психоаналитического Общества Жильбер Дяткин известен тем, что ввел в психоанализ концепцию «нарциссизм малых различий». Он описал ее в своем знаменитом эссе «Хорватский галстук» (на русском языке его можно найти в антологии современного психоанализа «Французская психоаналитическая школа» под ред. А.В. Россохина и А.Жибо)

В НИУ ВШЭ Жильбер Дяткин провел 3-дневный семинар на тему: «Случаи долгосрочной терапии и самоанализ аналитика». Он предложил слушателям поразмышлять о конце психоанализа: когда нужно завершать работу с пациентом? Что происходит с анализантом после завершения аналитического процесса? Возможен ли самоанализ и если да, то при каких условиях? 

Свое выступление Дяткин начал с рассказа о том, как менялись взгляды самого Фрейда. Как известно, поначалу Фрейд считал, что анализ может быть окончен после устранения беспокоящего симптома. Затем итоговой задачей он ставил поиск травмирующего воспоминания, и лишь потом сконцентрировался на проработке травмы. В поздних работах Фрейда анализ считается законченным, когда пациент обретает способность прорабатывать травмирующие воспоминания самостоятельно. 

В то же время Жильбер Дяткин отметил, что самоанализ Фрейда никогда не был самоанализом в чистом виде. Свои размышления он всегда адресовал некой фигуре — сначала Флиссу, затем Юнгу и после разрыва с ним — Ромену Ролану. То есть сам анализант, даже профессиональный психоаналитик, едва ли может стать сам для себя фигурой переноса. Как правило, нужен кто-то другой, пусть и не подозревающий об этой роли.

Третий день был посвящен разговору о перверсиях. Приглашенный лектор познакомил слушателей с концепциями первертной структуры Пьеры Аланье, Жаклин Шассге-Смиржель, взглядах Лакана, опыте Клода Балье, который работал с преступниками, и привел несколько примеров из своей практики. 

Но самое ценное было почерпнуто между строк — поэтических, литературных и философских, которыми французский интеллектуал ненавязчиво и щедро украшал свое повествование. Встреча с Жильбером Дяткиным стала опытом встречи с французским психоанализом в его лучшем виде — диалектичным, метафоричным и глубокомысленным.

_______________________________

Жильбер Дяткин — французский психоаналитик, член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), обучающий аналитик и титулярный член Парижского психоаналитического общества, бывший президент Парижского психоаналитического общества, ассоциированный директор восточно-европейского образовательного направления Парижского института психоанализа.

***
Следующая статья в рубрике Рецензии на семинары — Психоаналитические аспекты ЭКО и теория трансгенерационной передачи