• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

«Особенности психоаналитической работы с подростками»: семинар Руджеро Леви

3-5 октября на нашей магистерской программе прошел трехдневный семинар бразильского психоаналитика Руджеро Леви – психиатра, тренинг-аналитика SPPA, главы комитета по координации рабочих групп Международной психоаналитической ассоциации (IPA).

Семинар был посвящен особенностям психоаналитической работы с подростками, в частности Руджеро Леви остановился на следующих темах: 

— «Символическая реконструкция подросткового возраста».

— «Полифония современного психоанализа на примере особенностей психоаналитической техники при работе с трудными подростками».

— «Тело как сценарий несимволизированной драмы подросткового возраста».

Непростая, нужная и очень интересная тема была разобрана с подробными клиническими кейсами из практики Руджеро Леви. Мэтр также не оставил ни один вопрос слушателей без ответа. 

Человеческое существо живет в символическом мире, он не может столкнуться с реакцией мгновенно, для этого ему нужна особая сеть, созданная им самим. В подростковом периоде происходит то же самое. Переход в подростковый возраст дается непросто – подростки полностью «перезагружают свою операционную систему» через отказ от привычных, предыдущих систем репрезентации, созданных в течение всего детства. Отказ в пользу новой системы репрезентации, куда входит новое тело, селф, окружающий мир. Это болезненный процесс – разрушение и потом конструкция новой субъективности внутри нового мира со всеми сложностями создания этой системы.

Процесс символизации в подростковом периоде отличается наличием особой тревоги. Теперь у подростка другое тело, а с ним и новые возможности (но для принятия ему нужно создать внутреннею репрезентацию этого тела и создать чувство нового знакомства с самим собой), для разума это большая работа, которую нужно проделывать снова и снова. 
Именно в этот период для формирования нового представления о себе так важна поддержка и внимание ближайшего окружения, прежде всего матери, которая отражает в своих глазах чувства ребенка. Ребенок ставит себя в центр своей матери и смотрит на себя через глаза своей матери, как будто он является объектом для себя. Так выстраивается способность к самонаблюдению и интраспекции. Мы находим нашу реальность в лице других людей.

Если подросток сталкивается с агрессией, конфликтами и отсутствием социальной среды, обновление проходит с большими сбоями, что влияет на стратегии всей жизни.

В негативном сценарии, когда подросток сталкивается с агрессией, непониманием, непринятием ближайшего окружения, он/она будет всю жизнь стремиться к подтверждению своего существования и своей нужности. Эти дети-подростки не чувствуют себя живыми, они ищут подтверждение своего существования на экранах своих телефонов или в социальных сетях. Через жестокость и негатив  они пытаются найти подтверждение своего существования.

В позитивном сценарии подросток будет знать, что он есть, понимать свои границы, себя и свои ценности. Он сможет выдерживать реальность и быть в ней успешным не только в социальных сетях, но и внутри себя, выбирая ту жизнь, в которой есть место ему. «Когда я смотрю, я виден, и значит, я существую».

«Здоровый» подросток обязательно должен одновременно пристутствовать во всех важдных для него сообществах: семья, сообщество других подростков, мир взрослых и изоляция. Он не может оставаться только в семье, только в сообществе подростков, не может чувствовать себя взрослым постоянно и не должен находиться в одиночестве в своей комнате все время. Фиксация на одном из этих сообществ можно назвать одной из психопатологий подросткового приода.

Из эссе слушательницы первого курса по семинару Руджеро Леви  Ксении Шафрановской:

«Я называю это эссе “Морфическое поле – по следам Р. Леви”. Почему? Потому что многое из того, о чем я буду здесь писать,  связано с вторичными, то есть с бессознательными структурами, как я их чувствую. Тема работы с подростками меня, на первый взгляд, не совсем заинтересовала. Но я интуитивно пошла на Руджеро, поскольку возможность стать свидетелем и соучастником в поле такого мэтра – великий подарок и возможность. О чем сказал Андрей Владимирович (я перефразирую так, как я это услышала), что необязательно все понимать, но действие поля в бессознательном лишь позже сможет взрастить те семена,что попадут в хорошую почву.

За неделю до семинара я читала две книги: “Клиническое мышление Уилфреда Биона” и книгу Арнольда Минделла “Ученик создателя сновидений”. Эти две книги пересечены между собой тем, что в них глубоко исследуются внутренние процессы психики. Исследуется само мышление в процессе аналитического пространства.

Меня глубоко интересует данная тематика, поскольку она являет собой некую Большую Тайну. Подчеркивая в книгах абзацы и цитаты, которые меня зацепили, я ходила с ними, крутилаих и размышляла над ними. Я была удивлена, что многое из того, с чем я ходила и над чем размышляла было освещено Руджеро на семинаре. Подчеркнутая фраза “сон наяву” в книге Арнольда Минделла прозвучала и была названа Руджеро. Я не могла понять, да и чувствую, что на данном этапе это и не нужно, как пятничная тема работы с подростками удивительным образом стала частью глубокого исследования Руджеро на основе теорий Биона, которые меня заинтересовали.

Первая метафора, которая пришла ко мне, когда я впервые увидела Руджеро – “блаженный”. Если заглянуть в Википедию, то слово “блаженный” переводится с греческого, как в высшей степени счастливый. Именно та самая первая метафора позволила мне идти дальше на семинар. Я бы хотела привести небольшой отрывок о “простоте” французского мудреца Фенелона (после я поясню, почему именно этот отрывок относится к тому, о чем я здесь пишу): “В этом мире, когда люди говорят, что кто-то прост, они обычно имеют в виду человека глупого, невежественного, легковерного. Но настоящая простота очень далека от глупости, почти величава. Я бы сказал, что простота – это прямота души. Просто заключается в juste milieu, равно свободном от легкомыслия и аффектации, в котором душа не захвачена внешним до того, что не способна к рефлексии, но и не предается бесконечному самоулучшению, какого требует интерес к себе. Та душа, которая смотрит туда, куда направляется не теряя времени на то, чтобы спорить по поводу каждого шага или постоянно оглядываться, обладает истинной простотой”. На мой взгляд, этот небольшой отрывок метафорически описывает Руджеро. Его простота, детская открытость и искренность, сочетающаяся с глубоким исследовательским умом – это то, что позволяет ему работать с тяжелейшими пациентами. То, что позволяет ему быть открытым и миру, и людям, и пациентам. 

После семинара Руджеро метафора, которая сейчас со мной – “незнание может породить знание и новое открытие”. Как сказал сам Руджеро, “Не бойтесь тайны. Она способствует развитию мышления”. Ребенок начинает размышлять, когда сталкивается внутри себя с тайной. 

Руджеро ссылается на таблицу, которую создал Бион, где он описывает (как это понимаю) психический аппарат как взаимодействие различных частей психического полотна между собой внутри самого психического аппарата. То есть, он исследует сам процесс!

Если взять за пример альфа-элементы, которые являются абстракцией внутри психики, и бета-элементы, которые являются конкретикой внутри психики, то в ходе анализа происходит как бы постоянный возврат к первоэлементу – к альфа-элементу. Является ли синтез ключевым аспектом анализа, в таком случае?

“Анализ – как бесформенная матрица, из которой можно извлечь крупицы ясности”. Когда я нахожусь в супервизорской группе – именно так я воспринимаю то, что происходит, порой, в озвученном кейсе. Крупицы, как улики в детективе, – ты их собираешь, чтобы как-то приблизиться к пониманию бессознательных связей пациента».

***
Следующая статья в рубрике Рецензии на семинары — «Символизация и работа символизации»