• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

ТРЕВОГА, которую мы все сейчас переживаем

Руководитель нашей магистерской программы, Андрей Владимирович Россохин, - доктор психологических наук, профессор, член Парижского психоаналитического общества, Президент Московского общества психоаналитиков, действительный член Международной психоаналитической ассоциации (IPA) провел онлайн-семинар в формате дискуссии на тему тревоги, которую мы всей сейчас переживаем в условиях пандемии. В дискуссии приняли участие около 100 человек – слушатели двух курсов, выпускники и преподаватели программы.

В проект нашей программы - «Центр психоаналитического консультирования и психотерапии» все чаще обращаются люди за психологической помощью и поддержкой с запросам про то, как справиться с тревогой, связанной с текущей ситуацией с короновирусом, тревогой неопределенности, тревогой встречи с новым, еще не привычным многим и пугающим, тревогой изоляции, тревогой навредить родным и близким, необъяснимой тревогой и т.п.

Человеческая цивилизация сегодня, благодаря короновирусу, осознала, насколько она хрупкая, ничтожная, уязвимая и беззащитная. Короновирус, как бы это не звучало, – как вакцина против худшего и еще более страшного, чем то, что происходит сейчас; он все обнуляет. Пандемия показала абсолютную иллюзию тотального контроля над происходящим и собственной силы.
Мы столкнулись с тотальной неопределённостью, у нас нет ни малейшего представления, что будет через неделю, месяц, когда вирус достигнет пика и т.п. Все может проходить по разным сценариям, но мы точно знаем одно – это рано или поздно закончится. 

Как лучше взаимодействовать с подобного уровня тревожностью? На что обратить внимание? 

Делимся с вами основными моментами и советами от Андрея Владимировича о том, как позаботиться о себе, своих родных и близких в этот непростой для каждого период:

  • Быть максимально в контакте с реальностью, со своей тревогой, позволяя ей быть на ресурсном уровне, необходимом для поддержания вовлечённости в ситуацию. 
Что значит быть в контакте с тревогой? Есть две крайности – паническое состояние (мы все умрем) и полное отрицание (угрозы вируса не существует). Самое ресурсное состояние - некий баланс, когда мы и признаём/не отрицаем угрозу, и при этом не окаменеваем. Мы понимаем, что несмотря на внешние обстоятельства, которые от нас не зависят, наше состояние, состояние наших близких точно в зоне нашего влияния. 
  • Разрешать себе страх и тревогу. 
Тревога – это наша сигнальная система, которую мы используем, чтобы выживать. Если мы чувствуем, что все хорошо/меня это не касается, «щупальца тревоги» не работают. Мы столкнулись с необычной, экстремальной ситуацией, в которой никто из нас никогда не был. Поэтому, не тревожиться невозможно. Мы реагируем не как обычно, а на опережение, для этого нам нужна тревога – чтобы быть более реактивным, более живым. Нужно не бояться разрешить себе большое тревоги, чем в обычное время, но не накачивать ее, не переходить грань в панику. И если, вдруг,  свалиться в панику (сейчас это нормально), то суметь распознать ее и успокоить себя.
  • Вносить СВОЙ смысл, по-новому прожить уникально-тяжелое время.
Есть 2 главных пути: стратегия выживания (затаиться, замереть, тотально изолироваться, ограничить себя, чтобы выжить). Из него выходить и восстанавливаться потом будет крайне сложно, это будет ослабленное психологически-разрушенное состояние. Вторая стратегия – по-новому прожить это уникально тяжелое время. Не просто выживать (что тоже важно), но жить и развиваться внутри этой ситуации, вносить свой смысл, сохраняя активность.
  • Важно быть в контакте со своим телом. 
В подобных ситуациях мы реагируем не только психикой, но и телом. Телесная броня – как телесный аналог психологического защитного механизма, то, что, например, не дает нам выражать агрессию. Тревога и страх делает наше тело ригидным, каменным. Мы должны максимально внимательно чувствовать свое тело, все время поддерживать наше тело живым, не давать ему каменеть. Иногда это сложно, но есть простой секрет – любовь. Позвольте, заставляйте чувствовать своему телу удовольствие. Пробуждайте свое тело!
  • Максимально быть в контакте со своими чувствами – тревоги, страха, агрессии. 
В изоляции состояние агрессии будет нарастать, колебаться. Что с ней делать? Разрешить себе микро-конфликты с близкими. Избежать их невозможно. Важно быстро их преодолевать, принимая свои и чужие эмоции. Включайте свое психоаналитическое Я, чтобы прожить ситуацию по-новому - приходите в себя, обнимите, попросите прощения. 
  • Развивать способность заботиться о себе. 
Как в самолете – сначала привести себя в спокойное состояние, потом позаботиться о близких. Забота о себе должна быть двух типов: материнская (забота, контейнирование своих чувств, успокоение, разговор с собой) и отцовская (контроль, границы, правила, структура).

И в завершении, главная метафора семинара Андрея Владимировича - «использовать дальний свет», смотреть на несколько шагов вперед. Выживание и самоизоляция – это ближний свет – адаптация, когда окружаешь себя неким коконом, защитой, что тоже не маловажно. Дальний свет – «хочу жить и развиваться, я должен выйти из этого состояния более сильным». Включая дальний свет вы выйдете из ситуации гораздо более сильными, более готовыми к последующим кризисам, которые точно случатся в нашем непредсказуемом мире. 

Будьте здоровы, берегите себя!