Что такое психоанализ: выступление Андрея Владимировича Россохина на фестивале "Психодень. PRO" для психологов и тех, кто хочет ими стать
Основатель и руководитель нашей магистерской программы, один из ведущих психоаналитиков в мире, Андрей Владимирович Россохин недавно принял участие в фестивале «Психодень», который был посвящен разным направлениям и тематикам психологии для психологов и тех, кто планирует ими стать.
Андрею Владимировичу предложили коротко познакомить участников фестиваля с направлением психоанализа. Рады поделиться с вами транскриптом онлайн-выступления на тему «Что же такое психоанализ».
Если представить современную психотерапию в виде пирамиды, то психоанализ — это одновременно и основание, и вершина пирамиды. Без знания психоанализа невозможно заниматься никаким другим видом психотерапии, т. к. любая психотерапия, которую вы не возьмете, так или иначе, соотносится с психоанализом, взяла какую-то ее часть для своего развития. Это почва, на которой прорастают разные направления психотерапии, кроме одной – рациональной психотерапии, той, которая считает, что не существует внутреннего мира человека, что существует только интеллект, разум, с помощью которого можно «менять» человека. Если психолог верит, что существует внутренний мир человека, эмоции, фантазии, то он в любом случае входит в поле психоанализа. Каждая терапия конфронтирует с психоанализом, каждая пытается от него отстроиться, но все его используют, некоторые пытаются называть психоаналитические феномены своими словами, но без психоаналитического знания никуда не деться, - это общая почва, которая открыта более 100 лет назад, на ней все прорастает и продолжает расти. На самой вершине пирамиды - есть собственно психоанализ. Почему?
Среднее время обучения, становления психоаналитика – 10 лет после получения диплома психолога. Это сложный процесс, который включает личный анализ у психоаналитика, супервизии своей работы с пациентами. Это колоссальный процесс подготовки.
Если вы интересуетесь психотерапией, то вы идете в психологию, потому что вас интересует ваш внутренний мир, вы точно хотите понять что-то про себя. Психоаналитические знания нужны для того, чтобы развиваться, приобретать свою профессиональную идентичность.
Психоанализ находится на вершине пирамиды не только, потом что для этого нужно пройти серьезное обучение, но также для того, чтобы максимально глубоко работать с человеком и помочь ему. Что значит максимально глубоко? Есть несколько мифов о психоанализе. Развеем несколько из них.
МИФ 1: Психоанализ имеет дело с сексуальностью.
Есть множество парадоксов вокруг психоанализа. Психоанализ действительно имеет дело с сексуальностью, в том числе говорит смело, мужественно о самых глубинах человеческой психики, о сексуальности, агрессивности, самодеструкции, деструкции и того, чего мы боимся, - мы не просто говорим об этом, но и испытываем на себе. Это феномен переноса и контрпереноса, как одного из самых эффективных инструментов психоаналитической работы. Любой пациент привносит в психоаналитический кабинет свои проблемы и разыгрывает их с аналитиком. Пациент выносит свои конфликты и бессознательно втягивает аналитика в них, заставляя его занять одну из сторон своего внутреннего конфликта, практически как на сцене – в кабинете между психоаналитиком и пациентом разыгрывается спектакль, где, например, пациент ненавидит своего отца, но в данный момент он ненавидит аналитика, ищет в нем одновременно заботливую мать и т.д, На разных уровнях/разных пластах в психоаналитическом кабинете оживает бессознательное. В этом и есть смысл психоанализа – дать возможность бессознательному выйти из внутреннего плана во внешний - переходное внешнее пространство, дать возможность внутреннему миру ожить, открыть его для пациента. Поэтому, иногда мы говорим о психоанализе как о путешествии, путешествии вглубь своего внутреннего мира, во внутреннюю вселенную, которую психоаналитик совместно с пациентом открывают. Психоанализ – сложная работа, но секрет его – психоаналитическое удовольствие – удовольствие от того, что мы открываем с каждым человеком что-то новое. Мы сопутешественники, психоанализ — это сотворчество, где есть два путешественника, один из которых более опытный. Но каким бы ни был опытным психоаналитик, это психоаналитическое путешествие всегда уникально, внутренний мир одного человека никогда не будет похож на внутренний мир другого, это каждый раз совершенно уникальное, особенное, неповторимое, и открытие всего этого позволяет психоаналитику чувствовать себя творческим человеком, первооткрывателем вместе с пациентом. Психоаналитическое лечение — это путешествие Одиссея, открывающего глубины внутреннего мира. Открытие психоаналитических смыслов – это открытие своего Я.
Психоанализ не имеет отношения к взрослой сексуальности, мы не сексологи, мы занимаемся инфантильной сексуальностью, вот что важно. Взрослой, конечно, тоже, но во взрослой сексуальности живут инфантильные конфликты сексуальности, это и мешает молодым людям, например, получать зрелое сексуальное удовольствие в любви, зависимости друг от друга, не бояться чувствовать, не бояться, что тебе разобьют сердце и т. д. В нашей способности любви очень много инфантильных конфликтов, которые нас блокируют и уничтожают, с одной стороны. Но без этой инфантильной сексуальности не было бы вообще никакого развития личности. Без сексуальности и страсти, влечений нет никакой личности, никакой духовности, никакой экзистенциальности, и никакого гуманизма.
Каждый психолог, если его разбудить посреди ночи и спросить, что является движущей силой личности, он скажет – конфликты. Конфликты – они нас и ограничивают, и развивают одновременно. Благодаря конфликтам инфантильной сексуальности наша личность вообще появилась на свет.
Почему важна сексуальность? Знаете вы или нет, но когда мы рождаемся мы находимся в тотальном слиянии с матерью, с материнским объектом, и психическое отделение от материнского объекта и начала становления Я происходит через сексуальные конфликты. Если мать не будет возбуждена и испытывать влечение к отцу, а отец не будет ее возбуждать, то ничто не побудит ее отказаться от своего материнства - от овладения ребенком. В этом случае, материнское Я матери не отпускает детское Я ребенка, присваивая его себе, подавляя его, «это моя собственность». Отцовское Я должно пробудить женское Я, вновь пробудить женское сексуальное у матери, и, тем самым, отделить мать от ребенка. НО. Ребенок при этом начнет страдать, у него начнутся конфликты отделения, он хочет прилипнуть к матери, он хочет снова вернуться в ее орбиту, и вокруг этих сексуальных конфликтов первосцены рождается громадное фантазийное движение: когда дети не понимают, почему они не должны спать с родителями, почему они должны спать в своей кроватке, а лучше в отдельной комнате, когда ребенок из своей комнаты пытается все время бегать, проникать… Это колоссальная фрустрация, которая является толчком развития нашего внутреннего мира, потому что ребенок не может проникнуть в спальню родителей физически, но он решает свой конфликт и тревогу другим способом. Он проникает в спальню фантазийно, неосознанно, и это запускает фантазии вокруг первосцены: что они там делают, что за тайна там происходит и т.д. Это является колоссальным взрывным развитием нашего внутреннего фантазийного мира. Одна из основных целей психоанализа - помощь человеку в обретении своего Я через внутреннее (не внешнее!) психологическое отделение (сепарацию) от родительских фигур.
МИФ 2: Психоанализ имеет дело с прошлым.
Психоанализ не имеет отношения к прошлому. Почему? Абсурд? Нет. Потому что, всё, что мы называем прошлым, складировано у нас на наших полках, наших фотоальбомах, написано в наших резюме, досье, анкетах. Вы точно знаете, что в этот момент вы поступили в школу, в этот момент получили такую-то награду, на видео вы видите, что были с папой, с мамой. Но если вы на видео или на фотографии смотрите на себя, вы уже мгновенно испытываете какие-то чувства из того возраста, ваше тело, психика может что-то вспоминать, какая-то эмоция пробегает, какое-то микро-переживание, еще что-то. Это не прошлое, это то прошлое, которое живет настоящим. Фактически, всё прошлое, которое связано не с объективным прошлым, а с субъективным прошлым, что мы переживали, что мы чувствовали, наши фантазии – все это продолжает жить с нами в нашем настоящем. Оно приходит к нам в снах, фантазиях наяву, мы проживаем это в конфликте с другими людьми и т. д. Фактически, прошлое – это никакое не прошлое, это наше настоящее за кулисами, которое продолжает жить в нашем настоящем психическом мире, и в любой момент может выскочить на сцену. Это называется регресс. Например, мы идем уверенно сдавать экзамен, все выучили, или идем на свидание с девушкой или с молодым человеком, и вдруг что-то происходит, и мы куда-то проваливаемся, мы начинаем блеять, начинаем заикаться, смущаться и т.д. Фактически, речь идет о том, что мы немножко регрессируем, превращаемся в какого-то ребенка, проваливаясь в какие-то моменты нашего детства, первых ранних влюбленностей и конфликтов вокруг этого. Это один из примеров того, что прошлое всегда рядом, оно живет с нами.
Есть еще один парадокс.
Если мы верим тому, что говорит пациент, то мы никакие не психоаналитики, но если мы не верим тому, что говорит пациент, то мы тем более не психоаналитики. Т.е., если мы верим – значит мы вообще ничего не понимаем, потому что пациент все время говорит одной стороной своего конфликта или со стороны защитных механизмов, и внутри что-то скрывается. Но если мы не верим – то мы тогда вообще не имеем права слушать человека.
Психоанализ – это о путешествии, о внутренних психических театрах (метафора, которая родилась в психоанализе). Наш внутренний мир многоуровневый, он не линейный, в нем множество сцен, и в психоанализе мы перескакиваем с одной сцены на другую, мы исследуем свою квантовую реальность внутреннего мира. Иногда это происходит в сновидениях.
Тест на интерес к психоанализу – если вы интересуетесь своими фантазиями, ассоциациями, эмоциями, внутренним миром, сновидениями, то вы его прошли.
Настоящий психоанализ открывается через сновидения. Сновидения, которые мы видим, это рисунок на занавесе. Представьте, что вы в театре, на занавесе нарисованы какие-то рисунки – это сновидения. Если вы начнете думать об этом сновидении, то вы будете думать о рисунках на занавесе, в то время как сновидение – это то, что происходит на сцене за занавесом. О сновидении нельзя думать, сновидение нужно увидеть, а для этого нужно раскрыть занавес, и увидеть, что происходит на сцене внутреннего театра. Фактически, занавес – это защитный занавес, мы должны через ассоциации, через фантазии, через работу с этим сновидением приоткрыть занавес и подглядеть, и как можно лучше увидеть то, что происходит на сцене, какие конфликты там разыгрываются, что мне важно там почувствовать, понять, осмыслить и т.д. Смысл задачи сновидения как раз в этом.
Психоанализ — это о том, чтобы выйти за границу между сознанием и бессознательным, чтобы сделать шаг внутрь – на внутреннюю сцену, чтобы перейти к себе внутреннему, своим чувствам, фантазиям, ассоциациям.
*** *** ***
Россохин Андрей Владимирович - психоаналитик, доктор психологических наук, профессор. Член Парижского психоаналитического общества, действительный член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), Президент Московского общества психоаналитиков. Заведующий кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ.