• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

По итогам семинара Алана Эриля "Перверсии"

6 и 7 ноября прошел семинар одного из любимых зарубежных преподавателей-психоаналитиков нашей программы — Алана Эриля. На двухдневном семинаре слушатели программы разбирали, кто такой перверт, как он ведёт себя со своими «жертвами» и как работать с такими клиентами.

Опираясь на идеи П.-К. Ракамье, Алан Эриль представил свои взгляды и практические наработки в области перверсий. Он рассмотрел перверсии в разных ситуациях: деловой среде, личных (семейных и сексуальных) отношениях.
С первых минут слушатели погрузились в тему перверсий, интересную и захватывающую. Как оказалось, перверты и их «жертвы» - это те, с кем периодически сталкивается каждый из нас. 

«Перверсии – это феномен с множеством лиц, - начал свой семинар Алан Эриль. – Перверт не воспринимает другого человека цельным и равным себе, он воспринимает его как коллаж из элементов, нужных и понятных самому перверту».
Почему так происходит? Как не стать первертом? Как воспитывать детей, чтобы они не стали первертами? А. Эриль в своем семинаре ответил на эти вопросы слушателей.

Произрастая из детского фрагментарного восприятия мира, перверсия во взрослой жизни «стирает» личность другого человека, делая его лишь объектом для перверта. Не отделившись от внешнего мира, такие люди не могут конструировать себя, поэтому они «собирают» черты и качества других людей, помещая их внутрь себя, чтобы «создать» самого себя, заполнить собственную пустоту. Такое отношение к себе делает отношения перверта с другими исключительно потребительскими: другой человек становится ценен не сам по себе, а лишь как субъект, который можно использовать. И здесь встает вопрос: а как понять, что ты общаешься с первертом или состоишь с ним в отношениях (рабочих, любовных, дружеских)? «Перверт переворачивает естественное устройство вещей, - пояснил А. Эриль. – Придает предмету или объекту функцию, противоположную естественной. В частности, перверсии запрещают реализовать одну из базовых потребностей человека – потребность в коммуникации людей друг с другом. Перверт как бы сообщает своему собеседнику: говорить буду я, ты будешь просто слушать».

В зависимости от отношений перверта с объектом, выделяют несколько видов перверсий: характерная, параноидальная, сексуальная и нарциссическая. Подробно остановившись на нарциссической, А. Эриль ответил на многочисленные вопросы слушателей относительно разницы между невротиком и первертом, между патологическим нарциссом и нарциссическим первертом, а также о том, могут ли в одном человеке сочетаться разные виды перверсий.

Семинар был богат на яркие метафоры и примеры из популярных фильмов и мультфильмов: информация о перверсиях, проиллюстрированная образами из «Гарри Поттера», «Звездных войн» и «Опасных игр» легко укладывалась в голове.
Чтобы показать на практике, как действует нарциссический перверт, А. Эриль разыграл с одним из участников семинара ситуацию, которая вполне может случиться в реальности. При этом мэтр французского психоанализа отметил, что, переворачивая естественное устройство вещей, нарциссический перверт создает «холодную» одностороннюю коммуникацию и не испытывает при этом никакого чувства вины. Чувство вины, равно как нравственное отвращение к самому себе, испытывает его «жертва». Как не стать «жертвой»? Как обезопасить себя? И как выйти из отношений с первертом? – чем больше информации давал А. Эриль, тем больше вопросов возникало у слушателей.

Подробно рассмотрев взаимосвязи между нарциссическим первертом и его «жертвой», Алан Эриль отметил: «Перверты избегают уверенных в себе людей с сильной нарциссической позицией, а также тех, кто наделен властью. При этом эмпатичные люди, идеалисты, те, кто сам нуждается в поддержке и утешении, имеющие травматический опыт в прошлом, психологически уязвимые люди, люди с недостаточно критическим отношением к жизни, - часто становятся «жертвами» первертов».

Особое внимание в семинаре было уделено тому, как работать с «жертвами» первертов, как вести таких пациентов в психотерапевтических сессиях, какие стратегии выбирать. Два дня семинара пролетели незаметно. Шикарный живой перевод от Марии Эриль, дополнительные примеры из ее личной практики, сделали атмосферу семинара дружественной и непринужденной, несмотря на то, что мероприятие проходило в он-лайн формате. Но было то, чего не хватило всем. Это время! :) Алана Эриля хотелось слушать еще и еще, перенимать его опыт, изучать практические наработки, получать ответы на бесконечно поступающие вопросы…
*** *** ***
Небольшие отрывки из эссе некоторых наших слушателей по итогу семинара:

"В самом начале хотелось бы отметить, как великолепно дополняют друг друга Алан, как преподаватель, и Мария, как переводчик,: у обоих очень артистичная речь, живая мимика,мягкие подшучивания при переходах с французского на английский – все это оживляет семинар, придает ощущение почти дружеской беседы.
Пусть это прозвучит совершенно не психоаналитично, но само название семинара вызывает немного повышенный интерес, в фантазии возникают картины чего-топритягательно-запретного, скрытого в полутьме или за полуприкрытой дверью. Но по ходу семинара, по мере погружения в классификацию перверсий, основные модели поведения, реакций первертов и их жертв приходит уже знакомое понимание, что если с обывательскойточки зрения тематика перверсий хоть в чем-то может касаться удовольствий (пусть и невсегда одобряемых, но иногда так притягательно выглядящих в литературе и кино), то в «психологической реальности» нет ни слова об удовольствиях. А есть страдания, причем страдают как жертвы всех типов первертов, что вполне ожидаемо, так и сами перверты, что вроде бы может показаться странным - они же удовлетворяют свои влечения, но возникают эти влечения вследствие наличия внутренних конфликтов и способ реализации влечения не приносит удовольствия, и далее обрекает перверта на бесконечное повторение действий в попытке разрешить конфликт..."
Денис Лямин, слушатель первого курса

"Я очень благодарна ВШЭ за организацию лекции Алана Эриля про перверсии. Несмотря на сокращенную программу этой лекции мне удалось получить представление о перверсиях и их типах, подробно окунуться в нациссическую перверсию и компульсивную сексуальность, понять, как ведет себя жертва в отношениях с первертом, и как она не может выбраться изних, если это борьба проходит один на один.
Перверсия (от лат. perversio — переворачиваю, pervertere more означает в целомнаправленный против морали). Действие, направленное на то, чтобы отворачивание отестественной природы, естественной функции. Здоровая «зрелая» сексуальность предполагает наличие многих навыков и умений: общительности, уверенности в себе, чувства юмора и остроумия, эмоциональной устойчивости при общении с другими и с самим собой, дифференцированной эмоциональной жизни и хотя бы минимального знания людей, способности открытьсядругому человеку со всей деликатностью, охватывающей весь спектр парциальных влечений, но безо всякого принуждения, а также умения уступать. Тогда сексуальность может быть чем-то большим, чем примитивное удовлетворение влечения: чем-то, что оживляет и обогащает межличностные отношения. Перверсия извращает природу вещей, это отменяет и запрещает возможность коммуникации людей друг с другом. Перверт не слышит других, с ним коммуникация становится невозможной. Его легко понять по чувству «замороженной коммуникации», по их холодности. Перверт переворачивает природу естественных вещей, превращая ее в холодную и одностороннюю, не испытывая никакого сожаления...
В дополнении к этой лекции я прочла статью нашего преподавателя Л.И. Фусу «Границы дозволенного», которая рассказывает о разным способах перехода взрослыми границ ребенка. «Многие родители,которые срываются на детях, говорят, что они сами подвергались насилию в детстве.Будучи еще маленькими, они думали, что вырастут и ни за что не будут трогать своихдетей. Но потом они становятся взрослыми и проделывают все то же самое, чтопережили в детстве. Сила этого бессознательного влечения оказывается им неподконтрольна… Но самое главное – прислушиваться к самому себе и научиться слышатьпотребности своего ребенка. Стать той самой «достаточно хорошей матерью», окоторой говорил Винникот: просто идти на поводу своей материнской интуиции.»"
Елена Соловьева, слушательница первого курса


*** *** ***
Алан Эриль
— психоаналитик, член Французской ассоциации психотерапевтов, Парижской ассоциации психоаналитического обучения и фрейдовских исследований «Espace analytique», преподаватель ведущих университетов Université de Bourgogne, Université Paris XII, La Sorbonne (Paris III), штатный сотрудник легендарной больницы Hôpital de la Salpêtrière, руководитель образовательного центра Indigo Formations.


***
Следующая статья в рубрике Рецензии на семинары — Хрупкое нарциссическое "Я"