«Аналитику, равно как и пациенту, должно быть удобно в своем кресле»
Слушатели нашей магистерской программы на три дня погрузились в изучение практических кейсов, которые представила Анни Ру - психоаналитик, титулярный член Парижского психоаналитического общества (SPP).
Тема была востребована: сейчас слушатели первого курса магистерской программы начинают свою собственную практику - психоаналитические консультации в рамках работы проекта нашей программы "Центра психоаналитического консультирования и психотерапии".
Появляется много сомнений, вопросов, «подводных камней» и помощь опытного психоаналитика на этом этапе бесценна!
Анни начала семинар с рассказа о своем подходе к началу работы с клиентом: «Во время первичных интервью аналитик должен отслеживать две вещи: то, как проявляется в рассказе клиента инфантильная сексуальность и то, что чувствует сам аналитик в переносе».
Ссылаясь на Уилфреда Биона, Анни говорит о том, что психоаналитик должен работать «без памяти и желания». У. Бион в своих «Заметках о памяти и желании» писал: «Не вспоминайте прошлые сеансы <…> В противном случае развитие сеанса нельзя будет наблюдать в тот единственный момент, когда его можно наблюдать – когда оно происходит <…> Не позволяйте разрастаться желаниям результата, «лечения» или даже понимания». Благодаря этому, по мнению У. Биона, сеансы будут меньше засоряться повторением материала и от сеанса к сеансу темп анализа будет возрастать.
Анни, в свою очередь, говорит о том, что работа «без памяти и внимания» позволяет психоаналитику быть «в настоящем», не касаться ни того, что уже произошло, ни того, что еще произойдет. Для такая работа - это способ «увеличивать настоящее» через перенос. Во время каждого сеанса важен «комфорт».
«Аналитик, равно как и пациент, должен чувствовать себя удобно в своем «кресле», - считает Анни Ру. – Клиента ничто не должно отвлекать от его мыслей и ассоциаций, а аналитика – от его работы». И в этом смысле «комфорт» становится понятием не только из области физического, но и психического.
Анни поделилась с участниками семинара множеством своих практических наработок: как она выбирает кадр, как отвечает на сложные и неоднозначные вопросы пациентов, как работает с теми, кто атакует кадр…Неожиданным подарком для участников семинара стали ее супервизии кейсов слушателей нашей программы!
Большой опыт работы Анни Ру с начинающими психотерапевтами (в том числе и на супервизиях), позволил ей дать рекомендации и нашим студентам. Её короткие и одновременно ёмкие комментарии открыли будущим терапевтам новые направления работы с клиентами, помогли обратить внимание на то, что ускользнуло от них во время сессий. Кейсы из личной практики самой Анни Ру были многогранны и интересны. Каждый из них – как иллюстрация конкретных психоаналитических техник.
Так, на примере своей пациентки Ж., Анни показала, как на практике работают конструкции в анализе, о которых писал З. Фройд. Вслед за Фройдом, Анни Ру говорит о том, что аналитик должен «разгадать», сконструировать забытое пациентом по признакам, которые это забытое после себя оставляет: сновидениям, обрывкам воспоминаний, мыслям, свободным ассоциациям и аффектам пациента. Кроме того, это делается и благодаря переносу: аналитик должен уметь «ловить образы», которые приходят к нему во время сессии.
Освобождение от материнского «захвата», от нарциссической идентификации с матерью, развитие способности к либидинальному инвестированию – лишь часть из того, о чем говорила Анни на своем семинаре.
Ценными были ощущения самой Анни во время её работы с клиентами: в течение семинара она рассказывала о них. О том, что она чувствовала как аналитик, работая с каждым клиентом, какой перенос и какие ассоциации и мысли возникали у нее. Семинар стал уникальной возможностью увидеть, как сочетается теория и практика психоанализа в работе с конкретным пациентом: что рассказывает пациент и что на самом деле скрывается за его словами. Что чувствует аналитик и как он это интерпретирует. И какой результат дает совместная работа аналитика и пациента!
***
Мария Яцкова, слушательница первого курса:
«Случаи реальных пациентов, о которых рассказывала Анни, навели меня на множество мыслей. Ее интерпретации поведения и ассоциаций пациентов открыли как бы другой, неизвестный для меня пласт смыслов. Яркая одежда, радужный маникюр - как попытка найти в себе маленькую девочку, которую не любили в детстве. Соблазнение - как опора для погружения в анализ и идеализация терапевта - как защита от собственной агрессии. Тревога в настоящем - как отражение прошлого опыта. Реальная физическая боль - как единственный способ оставаться «живой» и чувствовать себя. Депрессивность – как нарциссическая недостаточность и депрессия – как защита от чувства вины… Порой мои мысли не успевали за рассказом Анни! Уходя в глубь своих собственных ассоциаций, размышлений и сравнений, я теряла нить сюжета, истории пациента. Информации было очень много, и не всё удалось осознать и переработать сразу. Безусловно, это тот опыт, к которому можно будет возвращаться снова и снова. Благодаря конкретным примерам и их соотнесению с психоаналитическими понятиями, с теорией психоанализа, стал более ясен процесс взаимодействия аналитика и пациента. После трех дней семинара у меня возникла ассоциация. История, которую рассказывает пациент, как поверхность моря – гладкая, красивая, отражающая солнечный свет. Но когда ныряешь, то видишь другую картину – целый мир, в котором разворачиваются совершенно другие процессы и действия…»
***
Анни Ру — психоаналитик, титулярный член Парижского психоаналитического общества (SPP), действительный член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), преподаватель магистратуры Университета Париж VII имени Дени Дидро.
***
Следующая статья в рубрике Рецензии на семинары — По итогам семинара Алана Эриля "Перверсии"