• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Умение держать кадр

Отменил, забыл, опоздал, заболел… Каждый психоаналитик в своей работе сталкивается с нарушениями сеттинга. О том, что такое кадр и какое значение он имеет для психоанализа, рассказал слушателям нашей магистерской программы титулярный член Парижского психоаналитического общества Бернар Шерве.

Умение держать кадр

Мсье Шерве справедливо отмечает, что в психоаналитическом пространстве, сформированном З. Фрейдом, как и в теории аналитиков первого поколения, отсутствует понятие кадра.
Оно было вписано туда лишь в 1966 году аргентинским психоаналитиком Хосе Блегером.
В своей статье «Психоанализ психоаналитического кадра» Блегер рассматривает кадр как часть материала пациента, который также подлежит анализу.

Однако, несмотря на отсутствие самого понятия «кадр», в работах З. Фрейда мы можем найти элементы, составляющие кадр. И об этом говорит мсье Шерве. Так, в тексте 1904 года «Психоаналитический метод Фрейда» говорится о расположении пациента и аналитика на кушетке (в кресле), в «Очерках об истерии» мы можем прочитать о том, как пациентка попросила Фрейда замолчать, и дать ей возможность говорить. Такая «пассивная» позиция аналитика дает развернуться психическому процессу и пациента, и самого аналитика. А в тексте 1937 года вводится формула «говорить всё» и появляется аналитик, гарантирующий конфиденциальность материала пациента.

Возвращаясь к материалам статьи Блегера, Бернар Шерве рассматривает кадр как нечто стабильное и неизменное: то, что обеспечивает уверенность аналитика и безопасность пациента во время сессий. В этом случае соблюдение кадра становится необходимым для аналитика, особенно начинающего, находящегося в процессе своего становления как профессионала.

Глубокие и красивые метафоры, которые использует в своем семинаре Бернар Шерве, позволяют по-другому посмотреть на кадр, увидеть его новые смыслы.

«Речь идет о континууме родительской заботы и попытке реализации бессознательного желания, - говорит Б. Шерве. - Стабильность кадра связана с безопасностью ребенка, в связи с тем, что его инцестуозные желания по отношению к родителю никогда не будут реализованы. То есть родитель останется родителем и не станет любовником».

Еще один образ психоаналитической сессии, который дает мсье Шерве – игра ребенка. Подобно тому, как игра ребенка может развернуться только при безопасных внешних условиях, так и развитие свободных ассоциаций пациента в анализе (особенно в начале анализа) возможно только при опоре на внешнюю стабильность (те самые рамки, которые дает соблюдение кадра). По мере терапии внешняя стабильность трансформируется в более зрелую способность пациента ментализировать и в его материале всё меньше появляется кадр и атака на него.

Теоретические обоснования важности кадра были проиллюстрированы клиническими виньетками Х. Блегера и собственной виньеткой Бернара Шерве. 

«Прикоснуться» к опыту аналитиков мирового уровня, слышать их виньетки из «первых уст» и просто быть в этом удивительном пространстве – это возможность, которую дает наша уникальная магистерская программа своим слушателям!

Бернар Шерве - обучающий психоаналитик, титулярный член и экс-президент Парижского психоаналитического общества, научный секретарь Конгресса франкофонных психоаналитиков.

*** *** ***
Рады поделиться размышлениями и отзывами участников семинара.

"Продолжается семинар Эмманюэль и Бернара Шерве «Интерпретация и кадр в психоанализе». Бернар Шерве: «Обычно мы имеем представление о кадре как о чём-то статичном. В начале Фройд представлял анализ по модели сновидения: молчание и внимание аналитика как сон, ассоциации пациента - как сновидение. В этот период теоретизирования Фройда представление о кадре смешивалось с образом сновидения. Психическая активность пациента и аналитика напоминала работу сновидения. Затем, через несколько лет, в процессе появления новых идей, сеанс представлялся уже как игра (например, игра с катушкой). В этой игре кадр был помещён внутрь «Фройда-дедушки», который наблюдал, как разворачивается игра его внука. Попытка ребёнка выстроить свою психическую активность, психический процесс. В двух этих моделях кадр рассматривался либо как сон, либо как игра. И кадр в игре был представлен молчанием аналитика. Но активность аналитика во время сеанса - не только молчание, статика, но и способность создавать связи - психическая активность. В 1920 году появляется статья «По ту сторону принципа удовольствия», это водораздел. Изменения касаются принципа перцепции. До 1920 г. - перцепция должна была быть уменьшена, чтобы развернуть активность игры. В статье 1920 - активизация перцептивных характеристик для формирования механизма отрицания. И тут актуально представление о кадре как о стабильном, неизменном. Стабильность не смешивается с молчанием сна или игрой ребёнка. Необходимо уцепиться за что-то надежное, чтобы появилась возможность для разворачивания травматического опыта. Психическая работа разворачивается на двух уровнях и с добавлением нескольких элементов. Элементы, связанные с травмой (эндогенные), обездвиживаются и привязываются к стабильности кадра. Это время отрицания, оно необходимо. Это первичное отрицание в начале аналитического процесса необходимо для дальнейшего разворачивания психического процесса. По мере того как внутренний мир пациента разворачивается в аналитическом процессе, пациенту уже не так необходимо цепляться за стабильность реальности. И на этом втором этапе травматический опыт проявляется на психоаналитической сцене. В самом начале аналитического процесса свободные ассоциации поддерживаются отрицанием с опорой на внешнюю реальность. То же - в сновидении и в игре, стабильность. Когда процесс разворачивается, опора на внешнюю стабильность заменяется тем, что пациент получает доступ к более зрелым способностям к ментализации. По мере того как аналитический процесс подходит к концу, всё меньше в материале проявляется кадр - он интериоризируется.
В «апреку» (последействии) есть два периода: перцепция и возвращение воспоминания. Первый этап - дать пациенту достаточно времени, пока кадр остаётся неподвижным, и проявляется агирование (действие). Тогда переход ко второму этапу - воспоминаниям и их осмыслению - становится возможным. Нужно дать время без интерпретаций, чтобы смогла начаться психическая проработка».
Мария Чершинцева,
выпускница и интервизор нашей программы, заместитель главного редактора "Журнала клинического и прикладного психоанализа"

"Спасибо огромное А.В. Россохину, О.Чекунковой и всем организаторам за чудесный семинар!Бернар Шерве сказал, что кадр -- это в том числе и отношение аналитика ко всему, что приносит пациент как к потенциальному материалу; пассивность аналитика, помогающая ему принимать актинги, не интерпретируя их, дать пациенту необходимое время".
Лариса Ивановна Фусу,
преподаватель и супервизор нашей программы, психоаналитик

"Доклад Бернар Шерве "Понятие «кадра» в психоанализе" — это обогащающее, невероятное событие. Слушать его огромное удовольствие, но заключающийся в нем смысл это билет в новую территорию, в волшебный мир другого слушания и мышления. Мои представления о кадре сегодня стали из двухмерных черно-белых трехмерными и цветными. Ничто из услышанного не обедняет и не отменяет ранние знания. Знания рассказывающие о физической, ригидной функции кадра, о кадре как внешнем контракте, который защищает терапевта, и помогает клиенту пройти свою дорогу в этом сложном процессе. Но сегодня для меня кадр стал понятием еще динамическим, огромным полем для работы и для обдумывания мыслей, для поиска пересечений и нахождения ранее не понятого, невидимого, всего того, что раньше находилось вне пространства мышления. Не откажу себе в удовольствии привести цитату доктора Шевре: "Кадр — это то, что вначале представляет собой такую защитную иммобилизацию или обездвиживание, которое несёт в себе защитный смысл и которое представляет собой одновременно и потенциал для дальнейшего развития, которое может произойти в следующий момент во второй этап аналитической работы, то есть неподвижность — это условие которое делают возможным дальнейшее развитие процесса мышление, который заменяет неподвижность кадра, с которой мы имеем дело во время первого этапа аналитической работы. Кадр — это представление аналитика о том, что любой материал, который проявляется в аналитическом процессе, проявляется во время сеанса, это материал, который имеет смысл, и который будет исследован в дальнейшем. И инвестирование аналитиком пациента материала пациента сопровождается также его способностью находиться в пассивном состоянии инвестировать свое время, давать достаточное количество времени для пациентов. 
Кадр — это пассивность аналитика и его способностью инвестировать пациента."
Николай Яковлев,
участник семинара, выпускник магистерской программы по психоаналитическому бизнес-консультированию
***