Первый семинар зарубежного психоаналитика в этом учебном году
На магистерской программе "Психоанализ и психоаналитическая психотерапия" состоялся семинар Жаклин Шаффер, легенды французского психоанализа.
В первом семинаре цикла (из четырех), который был назван как "Женское и отказ от женского", приняли участие более 350 слушателей!
![](/data/2021/10/25/1452158761/1.jpg.(250x144x123).jpg)
В ходе семинара Ж. Шаффер говорила не о физиологической сексуальности и не об анатомической разнице полов, а о психосексуальности, на основе которой происходит постоянный процесс выстраивания своей половой идентичности.
![](/data/2021/10/25/1452158767/6.jpg.(250x163x123).jpg)
Основываясь на теории З. Фрейда, Ж. Шаффер говорит о развитии психосексуальности с использованием нескольких пар понятий.
Первая – это пара "активное-пассивное". Она связана с первым отсоединением ребенка от материнского объекта, с понятиями границ между Я и не-Я, с представлением о внутреннем и внешнем.
Вторая пара отражает развитие ребенка на фаллической стадии психосексуального развития, где отсутствует разница полов и другой воспринимается в регистре "фаллическое-кастрированное".
И лишь начиная с пубертата, с успешного прохождения генитальной стадии, можно говорить о третьей паре – "мужское-женское", когда признается разница полов и происходит идентификация с мужским или женским.
![](/data/2021/10/25/1452158164/8.jpg.(250x119x123).jpg)
Почему происходит этот отказ? Что таит в себе женское и почему оно вызывает не только множество фантазий, но и тревогу? Об этом рассказывала Жаклин Шаффер.
Для маленького человека открытие разницы между полами и половыми органами – это шок. Ребенок становится перед выбором и должен определить: кто же он?
И здесь возможны два решения: фаллическое и идентификационное. Выбирая первое, происходит отрицание разницы полов, признается лишь один половой орган – пенис. И все воспринимается в контексте "фаллического-кастрированного".
![](/data/2021/10/25/1452158173/7.jpg.(250x185x123).jpg)
Часто решение принимается в пользу фалличности и происходит отказ от женского. Как увидеть это в материале пациента и как с этим работать? Как связать теорию и практику? Этому была посвящена вторая часть семинара – супервизия с мадам Шаффер.
Слушательница второго курса нашей программы представила свой клинический случай. На его примере Ж. Шаффер показала, на что важно обращать внимание и как выстроить работу при отказе от женского и провале идентификации.
Своими пояснениями мадам Шаффер тонко указала на особенности психического функционирования пациентки, на ее отношения с первичными объектами и возможные причины отказа от женского.
"Чтобы развивать свое женское, должна быть успешно пройдена эдипальная стадия, - отмечает Ж. Шаффер. – А для успешного прохождения эдипа у ребенка должны быть устойчивые фигуры отца и матери, на которые можно опереться".
![](/data/2021/10/25/1452158147/5.jpg.(250x143x123).jpg)
Напомним, что Ж. Шаффер выступала на нашей программе в апреле этого года с трехчасовым семинаром - тогда невозможно было раскрыть всю многогранность темы по работе женского.
![](/data/2021/10/25/1452158200/%D0%96%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BD.jpg.(250x377x123).jpg)
Жаклин Шаффер - главный специалист в мире по психоанализу женского, одна из ярчайших звёзд французского психоанализа, действительный член Международной психоаналитической ассоциации, титулярный член Парижского психоаналитического общества, тренинг-аналитик Парижского института психоанализа, обучающий аналитик по психоанализу детей и подростков в детском центре им. П. Маля и в психиатрическом клиническом центре св. Анны в Париже. Лауреат психоаналитической премии им. Мориса Буве (1987).
***
Следующая статья в рубрике Рецензии на семинары — Открытие женского: как это происходит?