• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Про зависимости, компульсии и "дуду"

В конце прошлого 2021 года на нашей магистерской программе состоялся трехдневный семинар французского психоаналитика Алана Эриля о зависимостях и компульсивном повторении.

Про зависимости, компульсии и "дуду"

Семинар собрал более 500 участников. Слушатели узнали о "порочном круге" зависимости, о ее признаках и о том, как проходит терапия пациентов с зависимостями.

Начиная с основ, А. Эриль обратился к причинам возникновения и особенностям формирования зависимостей. По его мнению, самая первая зависимость каждого из нас – это зависимость от заботы, без которой невозможно выживание младенца в первые месяцы после рождения. Здесь уместно вспомнить концепции З. Фрейда, Ж. Лакана, Ф. Дальто и, безусловно, Д. Винникота.

Тема зависимостей сложна и многогранна. Алан Эриль рассуждает о фантазме возвращения в "потерянный рай", где желания исполнялись лишь силой мысли и ничего не надо было делать для их реализации. В этом ключе употребление, например, наркотиков – это поиск и попытка вернуться во "внутриутробное" состояние.

Следуя основным психоаналитическим концепциям, Алан Эриль говорит о формировании первичного и вторичного нарциссизма и о том, какое огромное значение в этом процессе играет "материнский взгляд" на младенца и адекватное отражение ребенка в глазах матери. По мнению мсьé Эриля, в зависимостях человек ищет, в том числе, и этот взгляд, и это отражение. По его словам, все зависимости приводят нас к метафоре "маленького ребенка в поисках любви".

В ходе семинара детально была рассмотрена тема "переходного объекта" - концепции, разработанной Д. Винникотом. А. Эриль рассказал, что во Франции есть термин "doudou" ("дуду") для обозначения такого объекта (по названию фирмы-производителя мягких игрушек для детей).
"Дуду" - это некий способ взаимодействия ребенка с внешним миром, помогающий снизить тревогу. Не стоит отбирать у ребенка его "дуду", нужно принять его выбор и разрешить ему быть.

Тема переходного объекта стала самой обсуждаемой в рамках семинара. Алан Эриль приводил примеры того, что может играть роль "дуду" для взрослого человека. Вопросов у слушателей было множество: может ли близкий человек быть "дуду"? Как происходит выбор "дуду"? Как отличить зависимость от не-зависимости, где граница нормы и патологи? Почему у одних зависимость возникает, а других нет? Является ли зависимостью трудоголизм? Какое должно быть поведение родителей, чтобы у ребенка в будущем не появилось зависимости? Мсьé Эриль старался ответить каждому (насколько это позволяло время).

Слушать семинар, задавать вопросы и получать на них ответы можно было благодаря чудесному переводу Марии Эриль (психолога, психотерапевта и бизнес-тренера) и Ольги Валентиновны Чекунковой. Ольга Валентиновна хорошо знакома слушателям нашей МП - она является ее старшим преподавателем и старшим супервизором, а также клиническим психологом, магистром психологии, психоаналитическим психотерапевтом, кандидатом Международной психоаналитической ассоциации (IPA).

Отвечая на один из вопросов, Алан Эриль отметил, что зависимости есть у всех. Важно, чтобы они не были деструктивными и не приводили жизнь в упадок. Вспоминая о том, что в зависимости человек ищет способ вернуться в "потерянный рай", можно думать, что за этим желанием стоят потребности найти поддержку, опору, получить ощущение уверенности и всемогущества. Но в случае с зависимостью эти ощущения иллюзорны.

"Вернуться в утробу матери невозможно, - говорит Алан Эриль. – Однако человек с зависимостью не оставляет попыток это сделать с помощью объекта зависимости. У него появляется ощущение жадности, ненасытности, хочется быстрее соединиться с желанным объектом и он снова и снова повторяет свои попытки. При невозможности выйти из порочного круга зависимости происходит захват влечением смерти".

Порочный круг зависимости, представленный Аланом Эрилем, начинается с тревоги, хрупкости, ощущения собственной слабости человека. У зависимых людей есть ощущение, что мир их не принимает и не доброжелателен к ним. Несмотря на то, что круг цикличен, на определенном этапе появляется возможность выйти из него. Именно тогда люди чаще всего обращаются за помощью. Если этого не происходит, то запускается процесс бесконечного повторения.

Задача психотерапии – помочь пациенту "выйти" из зависимости, символически родиться, "перерезать пуповину". Тому, как именно это сделать, был посвящен третий день семинара.

Пациентам с зависимостью важно показать их значимость, укреплять их самооценку, напоминать о существовании тела и телесности, помогать переживать чувство стыда. При этом сам пациент обязательно должен инвестировать в собственное избавление от зависимости.

"Мы работаем вместе с пациентом, а не за него, - отмечает Алан Эриль. - Пациент – это активный участник психоаналитического процесса".

Разбирая частные случаи зависимостей (алкоголизм, наркоманию, игроманию, шопоголизм, компульсивную сексуальность и суицидальные аддикции), мсьé Эриль отметил, что все они обладают одинаковыми признаками, развиваются по похожим сценариям и их терапия происходит по единому алгоритму. При этом он щедро делился своим личным опытом по изучению зависимостей и случаями из своей практики и открыто говорил об опасности иллюзорного ощущения всемогущества у самого психотерапевта. Это ощущение может возникнуть как у начинающего, так и у более опытного специалиста.

"Величайшая работа, которую мы проводим над собой – это работа с фрустрацией и с иллюзией собственного всемогущества. – отметил А. Эриль. - Фрейд говорил, что психоанализ – это то, что помогает научиться работать и научиться любить".

Алан Эриль — психоаналитик, член Французской ассоциации психотерапевтов, Парижской ассоциации психоаналитического обучения и фрейдовских исследований "Espace analytique", преподаватель ведущих университетов Université de Bourgogne, Université Paris XII, La Sorbonne (Paris III), штатный сотрудник легендарной больницы Hôpital de la Salpêtrière, руководитель образовательного центра Indigo Formations.
*** *** ***
Репортаж подготовила Мария Яцкова, слушательница второго курса МП "Психоанализ и психоаналитическая психотерапия"

***
Следующая статья в рубрике Рецензии на семинары — "Только пациент знает, что с ним происходит"