Почему в психоанализе лучше быть медленной черепахой, чем быстрым кроликом
Что такое психоанализ, и как работают психотерапевты? Сколько они зарабатывают? Как организован образовательный процесс? Реально ли совмещать работу с учебой? Как меняется жизнь человека в процессе обучения, и что, кроме востребованной профессии, он получает на выходе? Ответы на эти и многие другие вопросы прозвучали на Дне открытых дверей, который состоялся 10 апреля 2022 года на магистерской программе «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» НИУ ВШЭ. Спойлер: выступления преподавателей, студентов и выпускников можно разбирать на вдохновляющие цитаты!
Вне политики
«Нам удалось создать удивительное пространство: живое, свободное, неполитизированное, в котором живет дух психоанализа. Пространство энтузиазма, страсти, творчества. Надеемся, сегодня вы это почувствуете, — обозначили организаторы Дня открытых дверей в самом начале. — Мы готовы ответить на любые, абсолютно любые ваши вопросы. Поэтому не стесняйтесь, спрашивайте!».
Собралось почти 300 абитуриентов: 120 пришли на живую встречу, около 200 человек участвовали в онлайн-формате. Вопросов было много! Самый первый — о том, как психоаналитики относятся к текущей политической ситуации, как она отражается на их работе, и нет ли рисков, что зарубежные психоаналитики откажутся сотрудничать с программой в связи с объявленными санкциями.
«Психоанализ, в целом, держит нейтралитет, поэтому ничего не бойтесь, — ответил Андрей Владимирович Россохин, руководитель программы, заведующий кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ (доктор психологических наук, один из пионеров и лидеров отечественного психоанализа). — Представьте врача — настоящего врача. В какой позиции он должен находиться? Одним — помогать, а других бессознательно уничтожать? Очевидно, что он должен быть в третьей позиции, и делать то, что должен, одинаково хорошо для обеих сторон конфликта. То же самое касается и психоанализа. Нравится вам или нет, но мы политикой не занимаемся».
«Поэтому, когда всё только началось, я сразу напомнил своим студентам принцип, о котором в свое время говорил Зигмунд Фрейд: “Психоаналитик не должен выражать желание быть англичанином, французом, американцем или немцем, прежде чем желание быть приверженцем психоанализа. Он обязан поставить общие интересы психоанализа превыше национальных интересов”. Это означает следующее: у каждого из вас может быть своя гражданская позиция, и мы тотально уважаем гражданскую позицию каждого из вас. Но если вы — там, на сцене ваших чувств и ваших переживаний, то никогда не будете психотерапевтом. Никогда. Психоаналитическая, психотерапевтическая позиция — это про способность уйти со сцены и быть вне происходящего».
Выбраться из водоворота
— Другое дело, когда психоаналитик работает с пациентами, которые погружены в политику, — продолжил мысль Россохин. — В этом случае его задача заключается в том, чтобы постепенно вытащить человека из эмоционального водоворота и погрузить его во внутренний план. Кстати, а кто-нибудь знает, как выбраться из реального водоворота?
— Расслабиться и не дергаться! — послышалось из зала.
— Утонете! — ответил Андрей Владимирович. — Еще варианты?
— Быстро плыть!
— Тоже утонете! Еще есть версии?
— Нырнуть в глубину!
— Это ответ, близкий к правильному, но все равно неверный. Нужно не просто нырнуть, и нырнуть в глубину, а уйти в сторону (и только после этого выплыть на поверхность). То же самое происходит в психотерапии. Психоаналитик должен, с одной стороны, постоянно находиться в контакте со своими чувствами, с чувствами пациента, но в то же время не тонуть в них, как в водовороте. Происходит как бы игра: с помощью нашей эмпатии мы погружаемся в эмоции человека, исследуем его внутренний мир, анализируем, что там происходит, затем отходим в сторону и вытаскиваем из этих чувств себя и пациента.
Оказываясь в водовороте паники и тревоги, человек теряет здравое, взрослое сознание. Наша задача — помочь ему выйти из этого состояния и увидеть реальность более зрелым взглядом. Чуть меньше страхов, чуть меньше тревоги дадут понимание, что и как можно делать в этой ситуации. В этом и заключается весь психоаналитический процесс.
По словам профессора, студенты магистерской программы по клиническому психоанализу получают не только уникальный шанс обрести востребованную профессию. Обучение у лучших российских и зарубежных психоаналитиков дает им прекрасную психотерапевтическую поддержку, так что они могут прожить непростой для всех период по-новому — не выживая, а развиваясь. Два года обучения должны стать для всех одним громадным психотерапевтическим процессом.
«Эверест» психоанализа
Магистерская программа по клиническому психоанализу и психоаналитической психотерапии — детище профессора Россохина, главное и любимое. Она существует с 2016 года. Программа объединяет лучших российских и зарубежных психоаналитиков. Многие из них — члены и кандидаты в члены IPA (Международной психоаналитической ассоциации), титулярные члены парижского и британского психоаналитических обществ. «Второй такой в природе просто не существует, — говорит Россохин. — Это как Эверест по отношению к другим подобным программам!».
В чем же секрет успеха программы? Первое (и самое главное) — ее ориентированность на практику. На программе есть масштабная теоретическая база — курсы по разным школам и направлениям психоанализа, техника и практики психоаналитической психотерапии. Но в большей степени образовательный процесс представляет собой непрерывный практический мастер-класс. Еженедельно в рамках программы проходит более 60-ти часов групповых супервизий. Студенты попадают в супервизорскую группу в первый же учебный день.
В похожем формате проходят и практические занятия Андрея Владимировича Россохина. На своем курсе психоаналитик показывает видеозаписи сессий с некоторыми из своих пациентов (видео клиентов снимается со спины, они дают разрешение на использование записей в учебном процессе. — Прим. ред.). Вместе со студентами преподаватель детально разбирает технику своей работы: что сделано правильно, а где, может быть, есть ошибки.
Благодаря такой глубокой погруженности в психоаналитический процесс многие студенты-первокурсники уже со второго семестра первого курса начинают свою собственную практику, причем каждая их сессия супервизируется. Если после бесплатных трех сессий в рамках практики пациент решает продолжить работу с начинающим психотерапевтом, то дальнейшие сессии проводятся в рамках установленного с пациентом кадра платно. То есть у студентов есть возможность не только учиться, но и зарабатывать, формировать собственную клиентскую базу. Работают студенты (а также выпускники программы) в собственном центре практики – «Центре психоаналитического консультирования и психотерапии».
Кстати, о выпускниках. По окончании программы они остаются в едином психоаналитическом пространстве: у них есть свой Клуб выпускников, возможность посещать занятия 1-го и 2-го курсов, практиковать и супервизироваться в рамках программы. Некоторые приходят работать преподавателями и интервизорами. Кафедра издает свой собственный журнал — «Журнал клинического прикладного психоанализа», где выпускники могут публиковать свои статьи и научные работы.
Собственно, это вторая причина успеха программы: ее организаторам удалось создать то самое удивительное, живое, творческое пространство, о котором они сказали в самом начале Дня открытых дверей.
«Нам иногда не верят, говорят, что это наверняка просто пиар, — улыбается Андрей Владимирович. — На самом деле, реальность намного круче — спросите у студентов и выпускников!».
Новая Вселенная
Абитуриенты, конечно, спросили. Ответы слушателей и выпускников прозвучали вдохновляюще.
— После поступления на программу моя жизнь разделилась на «до» и «после», — говорит одна из слушательниц 1 курса. — Кажется, что ты оказался в новой Вселенной, которая влияет на всю твою жизнь. Прежними вы уже не будете. Мой процесс трансформации запустился после первой же лекции!
— Это мое третье образование в стенах Высшей школы экономики, и только на этой магистерской программе я, наконец, понял наш вышкинский девиз: «Не для школы, а для жизни мы учимся!», — рассказывает второкурсник. — Обучаясь здесь, я очень хорошо понимаю, для чего мне это нужно и как я буду применять полученные знания и опыт в будущем. В этом необычайная ценность данной программы.
— До того, как прийти сюда, я сменила несколько программ, связанных с психологией, — продолжает первокурсница Валерия Ермола. — Здесь очень мало академичности, процесс обучения более творческий и живой. А еще здесь вы обретете «друзью» — семью и друзей. Это правильный выбор.
— До поступления на программу я проходила терапию, но лично мне программа дала гораздо больше рефлексии и каких-то опорных знаний (в том числе о себе). Это больше, чем работа с психотерапевтом, — говорит слушательница первого курса Ольга. — Если вам близок психоанализ, это лучший выбор, который может быть.
— Если вы посмотрите, с какими вопросами приходят начинающие терапевты, то самые распространенные: как не бояться себя позиционировать? Как начать практику? Как взять первого клиента? — мнение еще одной студентки. — Благодаря программе ВШЭ у вас таких вопросов точно не будет, потому что уже на первом курсе вы возьмете своего первого клиента под супервизию. Огромное спасибо именно за эту возможность!
Почти все выпускники и слушатели говорили о том, что, поступив на программу, в качестве бонуса они нашли хороших друзей и получили особенную среду, в которой хочется находиться.
«Самое важное — те контакты и связи, которые вы находите в этом пространстве, не прерываются и после программы», — говорит выпускница Мария Чершинцева.
Причем тут Бэтмен
Почти полтора часа абитуриенты атаковали вопросами преподавателей, студентов и выпускников. Один из самых распространенных — сколько зарабатывает начинающий специалист?
«Если вам хочется быстрых денег, то вам — не сюда, — честно отвечает Андрей Владимирович Россохин. — Наша профессия — абсолютно стайерская. Надо “быть черепахой” и медленно и спокойно осваивать профессию. Выигрывают черепахи, кролики проигрывают. Деньги, безусловно, важны, но они не должны стоять во главе угла. Если вы к этому готовы, если будете инвестировать в свое профессиональное развитие, это гарантированно принесет прибыль. Но не сразу, а постепенно».
Еще один распространенный вопрос — о том, как удается совмещать учебу с работой, и как скоро происходит переход из «старой профессии» в новую.
«Большинство занятий начинается в 18:30 и заканчивается в 21:30. Поначалу приходится жить, как Бэтмену, двойной жизнью: днем ты — мультимиллионер, а ночью — герой в маске, — пошутил один из студентов. — Так и здесь. Днем ты работаешь на своей обычной работе, а вечером приходишь, изучаешь психоанализ, проводишь сессии с пациентами».
«Когда я пришел учиться, то был уверен, что к концу второго курса у меня будет 50 пациентов, и я буду зарабатывать большие деньги, — признался Кирилл Черемисов, слушатель 2 курса. — За два года появилось понимание, что профессия — долгосрочная, в ней нет пенсии. Это, кстати, очень хорошо. На пенсии нам будет чем зарабатывать на жизнь! И еще я убедился, что это — мой путь, я хочу быть именно здесь. Со своей прежней работы я не ушел. Нашел компромисс, перестроил планы. Сложно ли мне? Да. Интересно? Безумно интересно!».
Успеть подать документы
После того, как все вопросы были заданы, участники Дня открытых дверей посмотрели мастер-класс — фрагмент записи реальной сессии Андрея Владимировича Россохина с детальным разбором с одним из его пациентов.
«Чтобы вы поняли, что такое психоанализ, психотерапия и ваша ли это история», — пояснил профессор.
После окончания мастер-класса один из абитуриентов поинтересовался: «У меня остался всего один вопрос: когда уже можно подавать документы?».
Официальный набор на программу откроют в июне 2022 года, он продлится до конца июля. Но, как показывает опыт предыдущих двух лет, места на курсе заканчиваются уже через несколько дней после старта. Андрей Россохин предполагает, что в нынешнем году поток желающих поступить на программу будет еще больше.
Хорошая новость в том, что есть возможность ранней подачи документов. Принимать их начнут сразу после майских праздников. Впрочем, некоторые абитуриенты подстраховались и предварительно направили пакет документов на обучение (и это тоже возможно). На сегодняшний день этим правом воспользовались уже 20 человек.
Контакты
Если вы интересуетесь поступлением на программу, у вас есть вопросы по учебному процессу, поступлению, пожалуйста, обращайтесь к директору программы:
Екатерина Фёдорова
+7 (909)-961-27-33;
efedorova@hse.ru