• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Убрать травматический опыт с психической сцены»

Понятие травмы занимает важное место в психоаналитической теории. Что понимать под психической травмой? Каков механизм ее возникновения и в чем причина? Мы решили затронуть эти вопросы и поговорить о травме — индивидуальной и коллективной.

Pieta

Pieta
Kiki Smith, 1999.

Что такое психическая травма?

Самое простое определение травмы дает Фрейд в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия». Он пишет про «возбуждения извне», которые настолько сильны, что ломают психические защиты человека. Именно такие возбуждения он называет травматическими:

«Организм оказывается не в силах сдержать переполнение психического аппарата столь большими количествами раздражений. Возникает скорее другая задача — победить это раздражение, психически связать эту огромную массу ворвавшихся раздражений, чтобы затем свести их на нет».

Невозможность сдержать «переполнение психического аппарата» и приводит к взлому психики. И этот взлом — причина психической боли, которую крайне сложно вынести.

Психическая боль перекрывает человеку доступ к своим способностям справиться с ней. В экстремальных травматических ситуациях люди часто не понимают, что происходит, не могут наделить происходящее смыслом, как если бы происходило что-то ужасно невообразимое и угрожающее самому существованию человека. Нарушается ощущение времени, и кажется, что травматическая ситуация будет длиться вечно…

Победить или выжить?

Однако травма может быть не только экстремальной. Расставания, потери, военные действия — всё это также приводит к травмам. Травму невозможно «победить». Задача в том, чтобы суметь выжить психически: переработать и присвоить себе этот опыт.

Состояние, в котором находится травмированная психика, психоаналитики описывали по-разному: Фрейд назвал его тревогой без границ, посткляйнианцы — катастрофической тревогой, Винникот (а вслед за ним и Рене Руссийон) — агонией, Бион — безымянным ужасом.

Единственное, что может сделать психика человека в ситуации травмы — это как можно быстрее убрать травматический опыт «с психической сцены».

Об этом говорила во время своих семинаров на нашей магистерской программе Ева Вейл, известный французский психоаналитик и исследователь в области коллективной травмы:

«Если “Я” не желает сталкиваться с травматичным опытом, или не понимает (в силу своей незрелости), с чем имеет дело, то будет стремиться изолировать этот опыт — отщеплять и вытеснять в бессознательное». 

Поскольку такой способ справиться не является проработкой травмы, то травматический опыт может повторяться снова и снова, но уже в виде травматических воспоминаний или сновидений.

Между индивидуальным и коллективным

В ХХ веке перед психоаналитиками встал вопрос о том, как называть события, которые происходили с человечеством: мировые войны, геноцид, террористические акты... Казалось, понятие «травма» не отражает масштаба катастроф.

Ева Вейл говорит, что для описания травматизма, полученного в результате социальных потрясений, теорий Фрейда недостаточно, однако они по-прежнему остаются основополагающими.

«Коллективная травма — это травма, которая затрагивает огромное количество людей, однако каждый человек переживает ее по-своему: на основе своего собственного опыта, механизмов защиты, особенностей адаптации и способов постигать окружающий мир», — продолжает мадам Вейл. 

Вопрос коллективной травмы связан, в первую очередь, с государством. Французский психоаналитик Рене Каэс говорит о нарушении государством прав субъекта (например, в случае геноцида). И тогда субъект сталкивается с необходимостью принять и психически переработать такое отношение к себе.

Важным открытием психоаналитиков — исследователей коллективной травмы — стало то, что ее последствия проявляются не только у тех, кого непосредственно затронуло травматическое событие, но и у их потомков. И здесь мы говорим о концепции трансгенерационной передачи травмы.

Терапия травмы

По словам Евы Вейл, психоанализ — это теоретическая модель, которая не только описывает симптомы человека в состоянии травмы, но и помогает понять те психические процессы, которые приводят к формированию этого симптома.

«Для психоаналитика симптом — это, скорее, показатель достаточно здоровой работы психики пациента, его попытка справиться с травматическим опытом. Наша задача — через симптом попытаться понять уровень психической организации человека и помочь ему переработать травму».

Кроме того, психотерапия открывает доступ к работе с теми пациентами, у которых симптомы не проявлены — с теми, кто подавляет их и демонстрирует «пустоту», иллюзорное отсутствие реакции на травму.

Последователь и ученик Фрейда Шандор Ференци подчеркивал важность признания травматической ситуации другими. То есть если окружение взрослого (или ребенка) не принимает его травматический опыт, не признает или отрицает — это лишь усиливает психические страдания. Человеку, находящемуся в травматической ситуации, крайне важен адекватный ответ окружения. 

Если есть хотя бы кто-то, с кем можно разделить травматический опыт, травма уже не окажет такого сильного воздействия, как в случае, когда нет никого, с кем можно поговорить об этом.

***

При подготовке статьи использовались материалы семинара Евы Вейл (ВШЭ, 2021).