• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

К пониманию раннего детского опыта

Рассказываем о том, с чего можно начать изучение теорий британской школы психоанализа. Подборка книг по школе объектных отношений.

К пониманию раннего детского опыта

1. «Наш взрослый мир и его корни в младенчестве». Мелани Кляйн.

Это доклад, в котором Мелани Кляйн — основоположник школы объектных отношений — знакомит слушателей с основными идеями своей концепции. Она прочитала его перед аудиторией социологов в Лондоне в 1959-м, за год до своей смерти.

В докладе простым языком описаны такие понятия как проекция, интроекция, интеграция, расщепление, любовь и ненависть. 

Автор также указывает на значимость раннего детского опыта в формировании психики человека.

Известно, что Фрейд сначала открыл Эдипов комплекс у взрослых, и смог обнаружить его корни в детстве. Поскольку мне выпала счастливая возможность анализировать очень маленьких детей, мне удалось приобрести даже более глубокое понимание их психической жизни, которая привела меня к пониманию психической жизни ребенка.

На простых примерах Мелани Кляйн объясняет, как особенности развития ребенка влияют на его поведение во взрослой жизни.

«Очень честолюбивый человек, несмотря на все свои успехи, всегда неудовлетворен, так же как жадный младенец, который никогда не получает удовлетворения <…> Одной из особенностей в этой установке, в которой важную роль играет зависть, является неспособность позволить другим значительно продвинуться вперед»

2. «Психологическое рождение человеческого младенца». Маргарет Малер, Фред Пайн, Анни Бергман.

Маргарет Малер внесла большой вклад в развитие детского психоанализа. Наблюдая за младенцами вместе со своими сотрудниками, она делала видеозаписи разных феноменов младенческого развития и особенностей их коммуникации со своими матерями и другими людьми (как взрослыми, так и детьми).

В книге Малер говорит о том, что биологическое и психологическое рождение младенца не совпадают по времени. По ее словам, первое — это яркое, наблюдаемое и имеющее четкие границы событие, а второе — это медленно разворачивающийся внутрипсихический процесс.

Мы рассматриваем психологическое рождение индивидуума как процесс сепарации-индивидуации: установление чувства собственной отдельности и формирование отношений с реальным миром, особенно в аспекте опыта, связанного с собственным телом и с главным представителем окружающего мира — первичным объектом любви.

Что такое сепарация и индивидуация, какие стадии этого процесса проходит ребенок — обо всем этом написано в книге на примере историй пяти детей: Брюса, Донны, Венди, Тэдди и Сэма

3. «Словарь кляйнианского психоанализа». Роберт Д. Хиншелвуд.

В одном из прошлых выпусков книжной полки мы делали подборку книг, посвященных психоаналитическим терминам. Сегодня дополним ее словарем кляйнианского психоанализа.

По задумке автора, книга описывает все основные термины британской школы психоанализа и помогает сделать их доступными для широкой аудитории. В ней есть как базовые понятия (Эдипов комплекс, внутренние объекты, депрессивная и параноидно-шизоидная позиции, проективная идентификация), так и термины, которые были введены в психоаналитическое поле по мере развития школы объектных отношений.

Книга позволяет узнать не только о психоаналитических теориях, но и об их создателях: отдельными статьями описаны краткие биографии и научные достижения британских психоаналитиков.

***

Присоединяйтесь к нашему сообществу ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ, чтобы быть в курсе происходящего на программе и оперативно получать интересные материалы.